Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Таблица 31

Транспорт


Проектное направление: транспортно-логистический комплекс

Краткосрочный период
 (2007-2008)

Среднесрочный период
 (2009-2010)

Долгосрочный
 период (2011-2015)

1

2

3

Морской транспорт

1. Развитие паромного
 сообщения с
 европейскими городами
 и Санкт-Петербургом.
 Уже функционируют
 пассажирская линия
 Калининград -
 Санкт-Петербург
 и грузопассажирская
 Санкт-Петербург -
 Балтийск - порты
 Германии. Кроме
 того, существует
 железнодорожная
 паромная переправа
 Усть-Луга - Балтийск -
 порты Германии, которая
 на данный момент
 работает только
 в режиме опытной
 эксплуатации (позже
 планируется создание
 автомобильной). Полное
 развитие паромной линии
 предусматривает ввод
 в действие автопаромной
 составляющей, а также
 открытие в Усть-Луге
 пункта пропуска
 для работы паромов.
 Предполагаемый
 объем перевозок -
 до 700 тыс. тонн в год.

 После завершения
 строительных работ
 грузооборот
 пассажирского
 автопаромного комплекса
 составит 2 млн. тонн
 и 20 тыс. пассажиров
 в год.

 Срок окупаемости
 инвестиций, по оценке
 специалистов Минтранса
 РФ, составляет 11,5
 года.
 Восстановление
 судоходства по
 внутренним водам
 и Куршскому заливу.
 Проект расширения
 судоходной трассы
 на реке Скирвите
 и Камышовой отмели
 направлен на
 обеспечение свободного
 прохода российских
 судов в Куршский залив
 из портопунктов
 Калининградской области
 и обратно без захода
 в территориальные воды
 Литовской Республики.

 Строительство речного
 пункта пропуска
 в поселке Рыбачьем
 (Куршский залив) для
 обеспечения судоходства
 по внутренним водным
 путям.

 Решение вопроса
 с сопредельными
 странами о снижении
 тарифов на
 грузоперевозки
 в рамках реализации
 трехстороннего проекта
 между российскими,
 литовскими и
 белорусскими железными
 дорогами: состав
 международного
 контейнерного поезда
 "Меркурий" формируется
 в Калининграде и
 Клайпеде, а затем
 следует в Москву через
 Белоруссию, где к нему
 могут добавиться
 грузы белорусских
 перевозчиков. Однако,
 несмотря на то, что
 увеличение контейнерных
 перевозок принесет
 портам Калининградской
 области и бюджету
 региона дополнительную
 прибыль, у вопроса
 существует и
 отрицательная сторона:
 согласно правилам
 вступления в ВТО,
 особых экономических
 зон быть не должно, что
 лишит Калининградскую
 область возможности
 нетарифных методов
 давления, которые
 являются одной
 из причин роста
 контейнерных перевозок.
 В будущем придется
 работать по
 унифицированным
 тарифам - значит,
 придется договариваться
 с сопредельными
 странами, и уже сейчас
 увеличение объемов
 контейнерных перевозок
 должно опираться
 на договоренности
 с соседними странами
 о снижении тарифов.

Строительство
 глубоководного порта
 в г. Балтийске.
 Планируется постройка
 белорусско-российского
 порта мощностью около
 8 млн. тонн
 (реализация проекта
 потребует инвестиций
 в размере 80-120
 млн. дол.).
 Это будет первый
 в Калининградской
 области глубоководный
 порт, куда смогут
 заходить суда
 с большим
 водоизмещением,
 который сможет
 составить конкуренцию
 не только литовской
 Клайпеде, но и
 петербургским портам.
 С учетом того,
 что в его структуру
 войдет терминал для
 перевалки белорусских
 калийных удобрений
 мощностью до 3,5 млн.
 тонн, ожидается, что
 грузооборот в регионе
 вырастет в 2 раза.

Углубление
 Калининградского
 морского порта
 до 14 метров.
 На данный момент
 малая глубина дна
 в Вислинском
 заливе не
 позволяет
 принимать суда
 водоизмещением
 25-30 тыс. тонн,
 которые чаще всего
 используются для
 перевозки грузов.

Железнодорожный транспорт

2. Строительство
 железнодорожной ветки
 Калининград - Балтийск
 (в расчете на
 строительство
 глубоководного порта
 в г. Балтийске),
 в том числе
 припортовых станций.

 Снижение времени в пути
 для пассажирского
 транспорта за счет
 оптимизации
 деятельности
 пограничных пунктов
 пропуска (с 5-6 часов
 на границе до
 1-2 часов).
 Разработка генеральной
 схемы развития
 калининградского
 транспортного узла,
 предусматривающей
 строительство
 железнодорожной ветки
 в обход Калининграда
 и сортировочной станции
 в Балтийске.
 В результате транзитный
 грузопоток через порт
 увеличится до 50-60
 млн. тонн в год.

 Снижение тарифных
 ограничений. Из-за
 высокого уровня сборов
 многие жители анклава
 годами не могут
 съездить на "большую
 землю", снижается поток
 туристов в янтарный
 край. Основная
 сложность в
 регулировании этого
 вопроса заключается
 в том, что "Литовские
 железные дороги"
 являются акционерным
 обществом, пусть
 и с достаточно большой
 долей государственного
 участия.

Перенос
 логистического,
 сортировочного и
 административного
 центра управления
 грузовыми
 железнодорожными
 перевозками в район
 Черняховск - Гусев.

 Совместный
 (совмещенный) контроль
 на железнодорожном
 переходе "Нестеров
 (Россия) - Кибартай
 (Литва)".

Формирование
 в Калининграде
 центра управления
 и распределения
 пассажирским
 грузопотоком
 транзитного
 направления
 по оси Северная
 Европа - Москва,
 а также с конечным
 пунктом назначения
 - Калининградом,
 что должно
 способствовать
 социально-
 экономическому
 и гуманитарному
 развитию города
 Калининграда
 как делового,
 туристического,
 культурного центра
 Северной Балтики.

Автомобильный транспорт

3. Приведение
 в соответствие
 или приближение
 к европейским
 стандартам качества
 и содержания участков
 трансъевропейских
 автомагистралей 1А
 "Рига - Гданьск" и 9Д
 "Киев - Калининград",
 проходящих по
 территории области.

 Снижение времени в пути
 для пассажирского
 транспорта за счет
 оптимизации
 деятельности
 пограничных пунктов
 пропуска (с 5-6 часов
 на границе до 1-2
 часов).

 Развитие и обустройство
 сети опорных автодорог.
 Вывод грузовых
 транспортных потоков за
 пределы крупных городов
 Калининградской
 области, что должно
 способствовать
 разгрузке
 внутригородских дорог,
 сокращению времени
 доставки грузов,
 снижению аварийности.

 Обновление автопарка в
 системе муниципальных
 пассажирских перевозок.

 Строительство пунктов
 пропуска через
 государственную границу
 РФ и Литовской
 Республики -
 Советск - Панемуне,
 автомобильных обходов
 городов Советска и
 Панемуне и мостового
 перехода через реку
 Неман.

 Повышение безопасности
 основных дорог и их
 пропускной способности.
 Необходимо
 переустройство дорог
 на скоростные
 четырехполосные,
 отвечающие требованиям
 I и II категорий. Это,
 прежде всего, обходы
 поселка Чернышевское
 и города Черняховска,
 участок "Заостровье -
 Курган".

 Строительство обходной
 дороги вокруг
 г. Багратионовска.

 Строительство обходной
 дороги вокруг
 г. Калининграда.

 Строительство обхода
 поселка Чернышевское
 на автомобильной дороге
 Калининград -
 Черняховск - Нестеров.

Строительство
 и реконструкция
 автомобильных дорог
 границы Польши -
 Калининград - Талпаки
 - Неман с обходом
 г. Советска
 и Калининград -
 Черняховск - граница
 Литвы.
!B R! Создание упрощенного
 автомобильного
 перехода между
 Калининградской
 областью и Литвой.

 Организация
 совместного
 (совмещенного)
 контроля на
 автомобильном переходе
 "Багратионовск
 (Россия) - Безледы
 (Польша).

 Реконструкция маршрута
 "Калининград -
 Светлогорск".

 Реконструкция
 автомобильной дороги
 Гусев - Ольховатка -
 госграница (Гусев -
 Голдап).

 Строительство
 нового мостового
 перехода через
 реки Старая
 и Новая Преголя.

 Строительство
 автомобильного
 маршрута Храброво -
 Зеленоградск -
 Пионерский -
 Светлогорск -
 Янтарный - Балтийск -
 Северный обход
 г. Калининграда.

 Переход на
 экологические
 стандарты Евро-1
 и Евро-2 для
 транспортных средств,
 ввозимых на территорию
 Калининградской
 области РФ
 и производимых
 на территории
 Калининградской
 области РФ.

Авиатранспорт

4. Увеличение числа
 направлений полетов
 как в РФ, так и в
 европейские страны.
 В настоящий момент
 прямые авиационные
 маршруты связывают
 Калининград лишь
 с двумя европейскими
 столицами - Варшавой
 и Берлином, однако уже
 планируется открытие
 воздушного рейса
 Рига - Калининград -
 Копенгаген. В рамках
 сотрудничества
 с украинскими
 авиалиниями стали
 доступны специальные
 тарифы на маршрутах
 между Калининградом
 и Киевом. Кроме того,
 специальные тарифы
 действительны также
 на всех направлениях,
 входящих в маршрутную
 сеть компании
 "Международные
 авиалинии Украины",
 среди которых Львов,
 Донецк, Симферополь,
 а также Лондон, Париж,
 Амстердам, Франкфурт-
 на-Майне, Цюрих и
 другие крупные города
 Европы.

 Модернизация
 аэрокомплекса
 "Храброво": необходимо
 достичь международного
 класса, что позволит
 увеличить количество
 перевозок пассажиров
 до 1-1,2 млн. человек
 в год.

Строительство сети
 взлетно-посадочных
 полос для нужд
 малой авиации.