Сравнение темпов роста Калининградской области и Российской Федерации по динамике основных экономических показателей, %
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
ВРП Калининградской области | 115,2 | 103,4 | 109,5 | 111,5 | 112,0 | - |
ВВП РФ | 110,0 | 105,1 | 104,7 | 107,3 | 107,1 | - |
Промышленное производство КО | 132,0 | 112,5 | 110,2 | 114,8 | 125,8 | 118,9 |
Промышленное производство РФ | 111,9 | 104,9 | 103,7 | 107,0 | 106,1 | - |
Инвестиции в основной капитал КО | 139,7 | 137,1 | 122,2 | 150,5 | 114,9 | 105,6 |
Инвестиции в основной капитал РФ | 117,4 | 108,7 | 102,6 | 112,0 | 110,9 | - |
Отставание Калининградской области от соседних регионов ЕС по уровню жизни и темпам развития не стало критическим фактором для социальной стабильности в регионе. Данное отставание действительно имеет место, но оно не вызвало существенной социальной напряженности, не породило массового миграционного оттока и не привело к существенной утечке человеческого капитала из Калининградской области за рубеж. Область не стала зоной концентрации социального неблагополучия и "интернированной деятельности".
Завершение процесса расширения НАТО и ЕС, а также то обстоятельство, что предполагаемые негативные последствия проявились лишь в малой, по сравнению с неблагоприятными прогнозами, части, создали предпосылки для снятия "калининградского вопроса" с первоочередной повестки для взаимоотношений России и ЕС. В связи с этим можно говорить об исчерпании стратегии развития области, основанной на "особости" и приводившей (за счет льгот и преференций) к фактическому выключению территории из процессов достижения эффективной конкурентоспособности, охвативших весь регион Балтийского моря.
В связи с исчерпанием возможностей, созданных политической ситуацией в предыдущем периоде, естественным выглядит и пересмотр взглядов на принципы и стратегию развития Калининградской области.
На федеральном уровне изменения политических условий вокруг Калининградской области стали очевидными к началу 2000 года, когда реформированию подвергся ключевой механизм управления развитием региона - Особая экономическая зона. Группа разработчиков подготовила новый законопроект о Калининградской Особой экономической зоне. Смысл документа - в мягком "перепрофилировании" экономики области. В начале 2006 года законопроект был принят и вступил в юридическую силу. Новый закон предлагает полное освобождение инвесторов в экономику области от налогов на имущество и на прибыль (как в региональной, так и в федеральной его части) на первые шесть лет реализации инвестпроекта. Следующие шесть лет инвестор сможет платить налог по ставке 12%. В течение 10 лет инвесторы смогут выбирать между действующей системой льгот и новой. Через 10 лет таможенные льготы предполагается полностью отменить.
Однако этот механизм является переходным на средне- и долгосрочную перспективу и не решает всех вопросов приоритетов и стратегических принципов развития в условиях формирующегося Балтийского макрорегиона. Для того чтобы оценить, выполнит ли правовая, управленческая и экономическая конструкция особой экономической зоны свое предназначение, и обеспечит ли она социально-экономическое развитие Калининградской области в долгосрочной перспективе, необходимо оценить то, какой конкретный сценарий развития эта конструкция фиксирует и какой портфель ресурсов как источник экономического роста она стимулирует. Очевидно одно: сами по себе налоговые льготы еще не обеспечивают притока инвестиций.