Действующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "МЫ - РОССИЯНЕ" НА 2007-2011 ГОДЫ (с изменениями на: 11.10.2011)

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ


14. Калининградская область, являясь субъектом Российской Федерации, отделена от нее двумя границами. Это обстоятельство вызывает множество проблем, влияющих на национальную самоидентификацию населения, социальную и культурную ориентацию детей и молодежи самого западного субъекта Российской Федерации. Для современной молодежи духовные ценности и культурные традиции, к сожалению, играют в жизни незначительную роль.

Эксклавное положение, нахождение в окружении государств с другой культурой, иным, более высоким уровнем жизни способствует размыванию ценностной системы, жизненных ориентиров подрастающего поколения, негативно влияет на самосознание детей и молодежи, их отношение к Родине.

Первостепенную роль в формировании национальной идентичности детей и молодежи Калининградской области играет широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его "малой родиной" как с частью России. К сожалению, социальные, культурные, архитектурные компоненты Калининградской области в силу исторических особенностей ее формирования не отражают истинную сущность Российского государства.

Сложилась парадоксальная ситуация: дети и подростки, проживающие в Калининградской области, являясь гражданами Российской Федерации, чаще бывают в Европе, лучше знают европейскую культуру, чем культуру России, свои исторические корни. Многие из них никогда не видели столицу нашей Родины Москву и город-музей мировой культуры Санкт-Петербург, почитаемые во всем цивилизованном мире древнерусские города Владимир, Суздаль, Ярославль, вошедшие в культурно-историческое "Золотое кольцо России".

Результаты исследования, которое проводилось среди школьников до начала Программы "Мы - россияне", показали, что один раз в год в другие города России выезжали 5% опрошенных детей, в то время как за границу - 19%, а 76% детей вообще не выезжали за пределы Калининградской области. Несколько раз в жизни в "большой" России побывали всего 8% детей, в то же время за границей - 34%.

Очевидно, что для решения задач приобщения к российской культуре и повышения духовности детей и молодежи Калининградской области необходимо осуществить комплекс мер, направленных на их широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями Российского государства.

15. Основные принципы реализации Программы:

1) сочетание прав личности, общественных и государственных интересов при реализации Программы;

2) стимулирование участия граждан, средств массовой информации, заинтересованных организаций в реализации Программы;

3) предоставление возможности участия в межрегиональных мероприятиях;

4) конкурсное и долевое участие при выделении средств Программы;

5) открытость и акцент на молодежную активность при реализации Программы.

16. Факторы, определяющие необходимость разработки Программы:

1) потребность в содействии взаимной интеграции детей и молодежи Калининградской области и сверстников из других субъектов Российской Федерации;

2) актуальность разработки и реализации на областном уровне новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

3) необходимость поиска решений по использованию потенциала социальной активности и самоидентификации детей и молодежи в интересах социально-экономического развития Калининградской области.