14. Калининградская область, являясь субъектом Российской Федерации, отделена от нее двумя границами. Это обстоятельство вызывает множество проблем, влияющих на национальную самоидентификацию населения, социальную и культурную ориентацию детей и молодежи самого западного субъекта Российской Федерации. Для современной молодежи духовные ценности и культурные традиции, к сожалению, играют в жизни незначительную роль.
Эксклавное положение, нахождение в окружении государств с другой культурой, иным, более высоким уровнем жизни способствует размыванию ценностной системы, жизненных ориентиров подрастающего поколения, негативно влияет на самосознание детей и молодежи, их отношение к Родине.
Первостепенную роль в формировании национальной идентичности детей и молодежи Калининградской области играет широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его "малой родиной" как с частью России. К сожалению, социальные, культурные, архитектурные компоненты Калининградской области в силу исторических особенностей ее формирования не отражают истинную сущность Российского государства.
Сложилась парадоксальная ситуация: дети и подростки, проживающие в Калининградской области, являясь гражданами Российской Федерации, чаще бывают в Европе, лучше знают европейскую культуру, чем культуру России, свои исторические корни. Многие из них никогда не видели столицу нашей Родины Москву и город-музей мировой культуры Санкт-Петербург, почитаемые во всем цивилизованном мире древнерусские города Владимир, Суздаль, Ярославль, вошедшие в культурно-историческое "Золотое кольцо России".
Результаты исследования, которое проводилось среди школьников до начала Программы "Мы - россияне", показали, что один раз в год в другие города России выезжали 5% опрошенных детей, в то время как за границу - 19%, а 76% детей вообще не выезжали за пределы Калининградской области. Несколько раз в жизни в "большой" России побывали всего 8% детей, в то же время за границей - 34%.
Очевидно, что для решения задач приобщения к российской культуре и повышения духовности детей и молодежи Калининградской области необходимо осуществить комплекс мер, направленных на их широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями Российского государства.
15. Основные принципы реализации Программы:
1) сочетание прав личности, общественных и государственных интересов при реализации Программы;
2) стимулирование участия граждан, средств массовой информации, заинтересованных организаций в реализации Программы;
3) предоставление возможности участия в межрегиональных мероприятиях;
4) конкурсное и долевое участие при выделении средств Программы;
5) открытость и акцент на молодежную активность при реализации Программы.
16. Факторы, определяющие необходимость разработки Программы:
1) потребность в содействии взаимной интеграции детей и молодежи Калининградской области и сверстников из других субъектов Российской Федерации;
2) актуальность разработки и реализации на областном уровне новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;
3) необходимость поиска решений по использованию потенциала социальной активности и самоидентификации детей и молодежи в интересах социально-экономического развития Калининградской области.