122. К основным барьерам для вхождения на данный рынок относятся:
1) перегруженность улично-дорожной сети, низкая пропускная способность, несоответствие темпов развития автомобильных дорог темпам автомобилизации;
2) высокие первоначальные затраты, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
123. Для легального доступа на рынок услуг пассажирских перевозок какие-либо ограничения отсутствуют.
124. Мерами, принимаемыми для снятия ограничений развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:
1) конкурсы на право оказания услуг в сфере регулярных пассажирских перевозок;
2) заключение с перевозчиками договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по результатам конкурсов;
3) единые для всех перевозчиков условия оказания услуг на рынке пассажирских перевозок (допуск к осуществлению перевозок, правила оказания услуг, требования к перевозчикам и т.п.).
125. В 2008 и 2009 годах все договоры об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети заключались сроком на 4 года по результатам конкурсов. Организатором торгов являлось Конкурсное Агентство Калининградской области.
126. Всего за указанный период организовано и проведено три конкурса, на которые было выставлено 159 лотов. В торгах приняли участие организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров в Калининградской области и имеющие квалифицированный персонал, технически исправные транспортные средства определенной категории в количестве, необходимом для осуществления перевозок пассажиров по соответствующему маршруту, а также условия обеспечения безопасности дорожного движения и производственно-техническую базу, необходимую для технического обслуживания, ремонта, технического контроля, мойки (среди которых общество с ограниченной ответственностью "Гусевские линии", общество с ограниченной ответственностью "КенигТрансАвто", общество с ограниченной ответственностью "Тотем", закрытое акционерное общество "Светлогорскавто", общество с ограниченной ответственностью "БалтТрансАвто", общество с ограниченной ответственностью "ЕвроЛайн", общество с ограниченной ответственностью "Зеленоградск Транс").
127. Критериями отбора победителей по данным конкурсам являлись: тариф на услуги перевозки (стоимость билета), качество услуг и технико-экологические характеристики транспортных средств (год выпуска транспортных средств; экологический класс транспортных средств, заявленных участником конкурса на каждый лот), производственно–техническая база участников конкурса и условия обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, в конкурсе, организованном и проведенном в 2009 году, отдельным критерием отбора являлось наличие возможности посадки в транспортные средства и высадки из них людей с ограниченными возможностями (ранее такой критерий являлся подкритерием технико-экологических характеристик транспортных средств).
128. По результатам таких торгов в отношении большинства лотов существенно снижен тариф на услуги перевозки (по отдельным лотам снижение составляет 30 % и более) и улучшено качество обслуживания пассажиров. Данные факты фиксируются наряду с постоянным увеличением количества участников на лот, среднее количество участников по отдельным лотам составило три-четыре участника на лот, по отдельным лотам количество участников достигало 5 участников, что свидетельствует о создании конкурентных условий на торгах.
129. В результате заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по итогам конкурсов в Калининградской области на рынке услуг пассажирских перевозок сформирована конкурентная среда.
130. В целях развития конкуренции в отрасли пассажирских перевозок необходимо обеспечить:
1) разработку экономически обоснованного и социального методического обеспечения регулирования тарифов на услуги автомобильного пассажирского транспорта;
2) развитие инфраструктуры междугородного и международного пассажирского транспорта (модернизация вокзальных комплексов, остановок, стоянок), информационного обеспечения работы транспортного комплекса (предоставление гражданам в доступном и удобном виде информации о маршрутах, расписаниях, ценах);
3) высокий темп строительства и реконструкции дорог;
4) совершенствование механизма учета количества перевезенных пассажиров (система персонифицированного учета);
5) развитие придорожного сервиса;
6) создание концепции развития транспортной сети в муниципальных образованиях Калининградской области.
131. Пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении осуществляются в настоящее время по восьми направлениям. 19 марта 2010 года приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 12-01н/10, с учетом оптимизированного расписания движения поездов пригородного сообщения, действующего с 26 февраля 2010 года, был установлен тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые Калининградской железной дорогой - филиалом открытого акционерного общества "РЖД" на территории Калининградской области, в размере 12,0 руб. за 10 пассажирокилометров.
132. Железнодорожные пассажирские перевозки в пригородном сообщении выполняются единственным перевозчиком - Калининградской железной дорогой - филиалом открытого акционерного общество "РЖД".