Недействующий

О целевой программе Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы

Глава 8. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство


102. Организациями без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности в 2009 году использованы инвестиции в основной капитал, направленные в жилищное строительство на сумму 6933,6 млн. рублей, или 21,9% от общего объема инвестиций (2008 год - 15,9%).

103. В настоящее время застройщиками жилых домов в Калининградской области являются 17 крупных и средних организаций. Наибольшие объемы ввода жилья в 2009 году имели организации: закрытое акционерное общество "Балтийская финансово-строительная компания" - 32,6 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой-Инвест" - 31,3 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Тикон" - 15,0 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "АртСпецСтрой" - 13,9 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтестрой" - 11,4 тыс. кв. м, общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой" - 11,3 тыс. кв. м.

104. Фактическая стоимость для застройщика является базой при последующем определении цены на жилье. В 2008 году средняя стоимость строительства одного квадратного метра введенной площади жилых домов квартирного типа и общежитий составила 28453,6 рублей, что на 8243,2 рубля выше уровня 2007 года.

105. По-прежнему основной ввод в действие жилых домов сосредоточен в городской местности. За 2008 год по сравнению с 2007 годом в городской местности ввод в действие жилых домов вырос на 6,9%, в сельской местности - на 2,4%.

106. Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей организаций строительной индустрии.

107. Кроме того, существуют следующее ограничение развития конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости:

рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий для подключения к инженерным сетям осуществляются с затягиванием сроков.

108. Для обеспечения конкуренции на строительном рынке необходимо:

1) обеспечить введение полноценного саморегулирования в строительстве в целях исключения из процесса конкуренции недобросовестных подрядчиков и обеспечения действительно экономически обоснованного снижения расчетных цен на объекты;

2) создать условия для привлечения организаций малого и среднего бизнеса в целях проведения работ, а также проектирования и экспертизы;

3) устранить проблемы подключения новых сооружений к магистральной инфраструктуре, разработать в соответствии с действующим законодательством программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и утвердить инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, в рамках которых должны быть установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;

4) обеспечить "прозрачность" и административную регламентацию процедур исполнительных органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области по предоставлению лицензий на разработку общераспространенных полезных ископаемых, по утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования, по выдаче разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию.

109. Рынки песка, щебня и гравия Калининградской области являются высоконцентрированными. На рынках песка и гравия доля одного хозяйствующего субъекта - открытое акционерное общество "Калининградский карьер" - составляет более 60%, на рынке щебня 98% добычи приходится на открытое акционерное общество "Калининградский карьер" и открытое акционерное общество "Карьероуправление". К барьерам для входа на товарный рынок нерудных строительных материалов относятся:

1) экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в покупку оборудования и техники, необходимых для добычи нерудных строительных материалов, при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке, обусловлено необходимостью получения лицензии на разработку гравийных и песчаных карьеров;

2) административные ограничения:

- необходимость получения лицензии на разработку гравийных и песчаных карьеров.

110. В целях развития конкуренции на рынках песка, щебня и гравия необходимо обеспечить:

1) проведение либерализации процессов государственного регулирования отрасли в части выдачи разрешений на освоение новых месторождений в соответствии с действующим законодательством;

2) проведение геологоразведочных работ месторождений высококачественного сырья для производства строительной керамики, в том числе облицовочного кирпича;

3) ведение кадастров месторождений для производства строительных материалов различного назначения и размещение этих кадастров в сети Интернет на сайте ответственных органов исполнительной власти Калининградской области;

4) совершенствование областной нормативно-правовой базы недропользования.

111. Участниками рынка производства глиняного (керамического) кирпича в 2009 году являлись более 4 хозяйствующих субъектов. Наибольшие доли приходились на общество с ограниченной ответственностью "Сириус" и общество с ограниченной ответственностью "Балткерамика". Рынок глиняного (керамического) кирпича в Калининградской области является рынком с неразвитой конкуренцией. С вводом в 2010 году в Краснознаменском муниципальном районе общества с ограниченной ответственностью "Пятый элемент" мощностью 52,5 млн. шт. условных кирпичей полностью закрывается потребность Калининградской области в керамическом кирпиче.

112. В 2009 году выявлен лишь один существенный барьер входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости вложений (выражается в потребности в оборудовании и производственных помещениях для производства кирпича). При этом данный барьер является преодолимым, так как затраты, связанные с его преодолением, оправдываются доходами, которые получит хозяйствующий субъект, намеревающийся войти на данный рынок.

113. Реализацией глиняного (керамического) кирпича в Калининградской области занимается более 30 хозяйствующих субъектов. Данный рынок является рынком с умеренно развитой конкуренцией. Выявлено доминирующее положение хозяйствующих субъектов - общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (27% от рынка), общество с ограниченной ответственностью "Бетег – предпринимательская группа" (14,5%), общество с ограниченной ответственностью "Салон Росимпорт" (13,5%), совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого - 8%.

114. На рынке производства железобетонных изделий в 2009 году действовало 9 хозяйствующих субъектов. Объем оптового рынка железобетонных изделий в 2008 году составил 256,3 млн. рублей, в первом полугодии 2009 года - 151,6 млн. рублей. Наибольшие доли на рынке занимали открытое акционерное общество "Завод ЖБИ-2" (2008 год – 53,2%, первое полугодие 2009 года – 75,3%) и общество с ограниченной ответственностью "Калининградский завод ЖБИ – Мелиорация" (32,2% и 12,2% соответственно). Доля всех остальных организаций составляла менее 15% в 2008 году и менее 2,5% в первом полугодии 2009 года. Оптовый рынок железобетонных изделий признан высококонцентрированным.

115. Основными факторами, препятствующими новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующим на нем хозяйствующим субъектом, являются следующие факторы: