Недействующий

О целевой программе Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы

Глава 7. Информационно - коммуникационные технологии и связь


66. Развитие информационно-коммуникационных технологий и связи осуществляется в рыночных условиях в основном за счет инвестиций операторов связи и организаций сферы информационных технологий. За последние годы отрасль связи развивалась устойчивыми темпами, основные показатели развития приведены в таблице:

Таблица 1

N п/п

Показатели

Единицы измерения

Отчетный период

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

1

Количество операторов связи / выданных лицензий

шт.

271 / 553

587 / 678

352 / 813

400 / 909

2

Емкость телефонной сети общего пользования (фиксированная связь)

шт.

293653

305452

309550

320624

3

Емкость телефонной сети общего пользования (мобильная связь)

шт.

1124421

1182879

1450081

1631104

4

Доля населения, охваченного фиксированной связью

на 100 чел.

30,7

31,2

32,5

33,6

5

Доля населения, охваченного мобильной связью

на 100 чел.

119

125

152

173

6

Доля населения - пользователей сети Интернет (выделенный доступ)

на 100 чел.

8,8

13,7

14,7

17,3

7

Доля работников, занятых в сфере связи

на 100 чел.

0,684

0,669

0,663

0,551

8

Объем услуг связи

млн. руб.

4735,1

5901,6

6196,7

6754,5

67. На развитие рынка и себестоимость современных услуг связи - доступа к сети Интернет, передачи данных, междугородней и международной связи существенное влияние оказывают несколько крупных организаций. Себестоимость вышеуказанных услуг связи не менее, чем на 30% состоит из стоимости организации магистральных каналов передачи данных. Транспортную инфраструктуру для организации связи Калининградской области с основной территорией России предоставляют:

1) открытое акционерное общество "Ростелеком" по волоконно-оптической линии передачи Калининград - Советск – по территории сопредельных государств (Литва, Швеция, Финляндия) – Санкт-Петербург;

2) закрытое акционерное общество "Компания ТрансТелеКом" по волоконно-оптической линии передачи на электрических опорах железной дороги, обеспечивая выход в Россию через Литву и Беларусь, а также выход в Польшу;

3) закрытое акционерное общество "Синтерра" по волоконно-оптической линии передачи Калининград - Чернышевское – территории сопредельных государств (Литва, Беларусь) – Москва.

68. Основу внутризоновой и магистральной телекоммуникационной инфраструктуры составляют опорные узлы связи, включающие линейные и технические участки связи и волоконно-оптические линии передачи (ВОЛП), протяженность которых составляет около 4000 км, из них официально оформлено 1368,4 км. Трассы ВОЛП проложены ко всем муниципальным районам и городским округам. Более 75% телекоммуникаций построено на основе цифровых технологий.

69. Рынок внутризоновой фиксированной связи характеризуется высокой конкуренцией и рентабельностью услуг связи в городской местности и низкой - в сельской местности.

70. По уровню развития фиксированной связи Калининградская область занимает только 10 место в Северо-Западном федеральном округе. По итогам 2009 года количество номеров телефонных сетей фиксированной связи составило 33,6 на 100 человек населения - такой же, как в среднем по России, в том числе количество городских телефонных сетей - 40,1, сельских - 9,7 (один из самых низких показателей по России).

71. Услуги местной телефонной связи предоставляют 32 оператора (в 2008 году было 35). Существенные позиции занимают Калининградский филиал открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", закрытое акционерное общество "ВестБалтТелеком", общество с ограниченной ответственностью "Связьинформ". Совместная абонентская база в городе Калининграде общества с ограниченной ответственностью "Связьинформ" и закрытого акционерного общества "ВестБалтТелеком" превосходит абонентскую базу Калининградского филиала открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", что способствует развитию конкуренции.

72. За последние два года в сельской местности не наблюдалось существенного роста абонентской базы, а по отдельным муниципальным образованиям Калининградской области наметилось сокращение абонентов.

73. Емкость телефонной сети составляет 320624 номера, увеличение внутризоновых телефонных сетей за 2009 год составило 79428 номеров.

74. Частично удалось уменьшить "цифровой разрыв" между городом и селом за счет реализации федеральной программы "Универсальные услуги связи" путем строительства универсальных таксофонов в сельских населенных пунктах (построено 1099 таксофонов в 1081 населенном пункте) и организации пунктов коллективного доступа в отделениях почтовой связи. Данная программа была направлена на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры на экономически непривлекательных территориях.

75. На строительство линейно-кабельных сооружений связи существенное влияние оказывают следующие факторы: необходимость проведения работ по разминированию и вывозу взрывоопасных предметов, проведение проектно-изыскательских работ, сложность согласования землеотвода с большим количеством землепользователей, необходимость восстановления мелиоративной системы, нахождение значительной части территории Калининградской области в приграничной зоне, что требует дополнительных согласований для получения разрешения на строительство. В связи с этим стоимость прокладки 1 км ВОЛС составляет около 0,8-1 млн. рублей в сельской местности и около 0,4-0,6 млн. рублей - в городе (одна из самых высоких по России).

76. Услуги почтовой связи оказывают 14 операторов, существенное положение на этом рынке занимает Управление федеральной почтовой связи Калининградской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", которое имеет 252 отделения почтовой связи, в которых размещено 227 пунктов коллективного доступа к сети Интернет "Кибер-Почта@". Протяженность почтовых маршрутов по территории Калининградской области составляет более 12,5 тыс. км.

77. Деятельность Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" является планово убыточной. Цены на почтовые услуги, подлежащие государственному регулированию, не обеспечивают компенсацию обоснованных затрат. Рентабельные городские отделения почтовой связи компенсируют затраты на содержание сельских отделений. Существующая почтовая сеть не оптимизирована по своей структуре. В соответствии с нормативами в городе Калининграде не хватает 8 отделений почтовой связи, в то время как в сельской местности их избыток составляет 33 отделения почтовой связи.

78. Услуги подвижной связи предоставляют 6 операторов. Основными операторами являются открытое акционерное общество "ВымпелКом" (39,7% рынка), открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (33,1%) и открытое акционерное общество "МегаФон" (24%). На их долю приходится более 96,8% рынка услуг подвижной связи. По развитию сотовой связи Калининградская область занимает 2 место по Северо-Западному федеральному округу после города Санкт-Петербурга. На 100 человек населения приходится 173 телефонных аппарата сотовой связи и 3G-модема.

79. Развитию рынка услуг подвижной связи препятствует ограниченность частотного ресурса в Калининградской области. Дальнейшее развитие услуг подвижной связи возможно только после внедрения цифрового телевидения и использования освободившихся аналоговых частот (цифровой дивиденд) в интересах подвижной связи.

80. Рост номерной емкости сотовой связи за 2009 год составил более 180 тыс. номеров. Основу инфраструктуры сотовой связи составляют базовые станции - 946 шт., что обеспечивает стопроцентное покрытие территории Калининградской области и предоставление качественных услуг связи.

81. К экономическим барьерам входа на рынок подвижной связи относится необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на строительство инфраструктуры сети при длительных сроках окупаемости этих вложений.

82. К административным ограничениям относится:

1) сложный порядок и длительность получения разрешения на использование радиочастот;