Недействующий

О целевой программе Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы

Глава 3. Агропродовольственный комплекс


17. В Калининградской области действует около 130 сельскохозяйственных организаций и достаточно большое количество малых форм хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) хозяйства - около 500 и личные подсобные хозяйства – более 70 тысяч). Рынок сельскохозяйственной продукции имеет высокую степень конкуренции (перечень продуктов ограничен, качество стандартизировано, сравнительно невысокие барьеры для входа на рынок, большое количество производителей идентичной продукции). В то же время на отдельных сегментах рынка сельскохозяйственной продукции существуют определенные барьеры для реализации продукции. Прежде всего это относится к малым формам хозяйствования на селе и проблемам входа в торговые сети.

18. Проблемы входа в торговые сети заключаются в том, что крупные торговые сети, пользуясь тем, что они занимают существенную долю розничного рынка продовольственных товаров, при заключении договоров навязывают поставщикам ряд дискриминационных условий, выражающихся в отсутствии ответственности покупателя за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, в предоставлении многочисленных скидок (годовая фиксированная скидка от оборота, базовая скидка от цены, указанной в общем прайс-листе поставщика, ежемесячная премия от оборота; единовременные премии за заключение договора, за расширение каналов сбыта, за каждую вновь введенную позицию, ежеквартальное вознаграждение за разгрузку товара при его приемке, за поддержание ассортимента; плата за размещение на палетных местах; скидка на реализацию акционного товара, плата за изучение потребительского спроса), зачастую дублирующих друг друга, а в ряде случаев направленных на компенсацию косвенных затрат (например, скидка за разгрузку товара) или взимаемых за те действия, которые выгодны в первую очередь самому розничному продавцу (например, изучение спроса). В то же время ответственность поставщика в договорах тщательным образом прописана.

19. Рынок растениеводства Калининградской области, по оценке Министерства сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, относится к рынкам с развитой конкуренцией. Но, тем не менее, существуют следующие барьеры для входа на рынок растениеводства: ограниченная емкость рынка, высокий уровень затрат на начало ведения дела; низкие цены на продукцию сельского хозяйства, темпы роста их значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги; сложности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники; недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, тары; плохие дорожные условия; недостаток квалифицированных кадров. Из существующих проблем в настоящее время можно выделить недостаточную согласованность и кооперацию различных секторов сельского хозяйства, в частности, производства зерновых и животноводства, потребляющих продукцию растениеводства.

20. Основных производителей молочной продукции в Калининградской области десять. Крупнейшие перерабатывающие организации области по состоянию на 2009 год: открытое акционерное общество "Молоко", закрытое акционерное общество "Правдинский маслосыродельный завод", общество с ограниченной ответственностью "Гусевмолоко", общество с ограниченной ответственностью "Агронеман", открытое акционерное общество "Кировский сыродельный завод". В настоящее время сохраняется диспропорциональное распределение прибыли в рамках производственных цепочек: сельхозпроизводитель молока - перерабатывающая организация – торговая сеть. В торговых сетях Калининградской области сообщают, что уровень наценки на молоко не менялся в течение последних двух лет и не превышает 20% от закупочной цены. Серьезное влияние на конкуренцию на данном рынке оказывает молочная продукция, произведенная в Литве, Беларуси, Польше. Особенно высока доля импортной продукции в сегменте сыров. В то же время отдельные производители Калининградской области сохраняют возможность диктовать свои закупочные цены при закупке молока у населения. Основными барьерами для входа в отрасль являются: ?отсутствие налаженного рынка сбыта, препятствующее небольшим местным производителям самостоятельно (либо с минимальным числом посредников) реализовывать производимую сельскохозяйственную продукцию на розничном рынке Калининградской области, необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

21. Основных производителей на рынке мясопереработки около шестидесяти. Это традиционно высокоразвитый сектор пищевой промышленности Калининградской области. Крупнейшими мясоперерабатывающими организациями Калининградской области являются: общество с ограниченной ответственностью "Альмак КМП", общество с ограниченной ответственностью "Продукты Питания", общество с ограниченной ответственностью "Довид", общество с ограниченной ответственностью "Калининградский деликатес", общество с ограниченной ответственностью "Черняховский мясоперерабатывающий завод", открытое акционерное общество "Советский мясокомбинат" и общество с ограниченной ответственностью "Конкордия".

22. Проблемой конкуренции на рынке животноводства являются недостаточные возможности реализации продукции местного производства. Существуют барьеры для вхождения в торговые сети, в частности, значительным барьером для входа на рынок является необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства.

23. В 2008 году на рынке производства продукции хлебопечения работало около 22 организаций (не считая значительного количества мелких пекарен, кондитерских цехов), поэтому рынок хлеба и хлебобулочных изделий в Калининградской области признан высококонцентрированным. Конкуренция на рынке хлеба и хлебобулочных изделий несовершенна. По результатам анализа, проведенного УФАС по Калининградской области в 2009 году, подтверждено нахождение в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, открытое акционерное общество "Первый хлебозавод" (37,2% от рынка). Кроме этого, существенными долями рынка в Калининградской области обладают Калининградская региональная общественная организация инвалидов "Содружество" (25%) и закрытое акционерное общество "Балтийский хлеб" (10,2%). Основными барьерами для входа на рынок являются: ?необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, перед потенциальными участниками рынка, в частности, по существующим рынкам сбыта готовой продукции; увеличение издержек для покупателя, связанных со сменой продавца, в том числе в результате заключения долгосрочных контрактов.

24. В Калининградской области действует несколько мукомольных заводов. В 2009 году имелось достаточное количество зерна продовольственного качества.

25. В 2008 году производство комбикормов на территории области осуществляли 14 организаций. Лидирующее место на рынке в 2008 году занимали: общество с ограниченной ответственностью "РЦГ Экономикс" (58% от рынка), общество с ограниченной ответственностью "Агроком" (22%) и общество с ограниченной ответственностью "Футтура Сервис II" (6%). К сложностям осуществления деятельности по производству и реализации комбикормов некоторые участники рынка относят недостаток собственных оборотных средств, вызванный несвоевременным перечислением средств покупателями-сельхозпроизводителями. В настоящее время рынок комбикормов Калининградской области относится к типу рынков с недостаточно развитой конкуренцией, данный товарный рынок можно охарактеризовать как высококонцентрированный.

26. На рынке по реализации яйца куриного имеется лишь один местный производитель - общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Гурьевская" (32,2% от рынка). Большая часть яйца куриного завозится из других субъектов Российской Федерации и из Республики Беларусь. Основными барьерами для входа на рынок местных производителей являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; большая доля розничной торговли яйцом куриным принадлежит сетевым супермаркетам, условия работы с которыми (задержка расчетов после реализации на три-четыре недели, списание на процент разбившихся яиц) не устраивают потенциальных производителей.

27. Основным инвестиционным источником для развития села являются кредитные ресурсы финансовых организаций. Поэтому важно обеспечить увеличение объема этих ресурсов и повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

28. Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему остается ведущим в пищевой промышленности Калининградской области: 14 крупных и средних рыбоперерабатывающих организаций ежегодно производят 250-260 млн. банок рыбных консервов, что составляет более 40% от общероссийского производства данного вида продукции. Крупнейшими рыбоперерабатывающими организациями в 2009 году являлись: общество с ограниченной ответственностью "Роскон", открытое акционерное общество "Калининградский рыбоконсервный комбинат", открытое акционерное общество "Мамоновский рыбоконсервный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Креон", общество с ограниченной ответственностью "Вичунай-Русь", общество с ограниченной ответственностью "Атлантис", открытое акционерное общество "Полесский рыбоконсервный завод".В целом все организации рыбохозяйственного комплекса области ежегодно производят более 340 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, 90% которой отправляется на внутренний рынок Российской Федерации.

29. Ежегодно на океаническом промысле рыбодобывающими организациями добывается 240-260 тысяч тонн рыбы (путассу, сельдь, скумбрия, окунь). Крупнейшими организациями по вылову рыбы в 2010 году являлись: закрытое акционерное общество "Группа компаний "ФОР" (общество с ограниченной ответственностью "Морская звезда", открытое акционерное общество НПО "Атлантрыбфлот", открытое акционерное общество "Рыбфлот-ФОР", закрытое акционерное общество "ФОР", общество с ограниченной ответственностью "Запрыбфлот", общество с ограниченной ответственностью "Земланд-Эксима") и закрытое акционерное общество "Вестрыбфлот".

30. В целях развития конкуренции на областном агропродовольственном рынке необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) проведение мониторинга торговых наценок (оптовых и розничных) на сельскохозяйственную продукцию и готовые продукты питания местного производства с целью установления наличия ценового сговора на рынке и формирования монопольно высокой цены;

2) пресечение установления торговыми организациями (сетями) завышенных требований к поставляемой продукции, заведомо "отсекающих" местных производителей и таким образом ограничивающих конкуренцию;

3) создание условий для расширения практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки выходного дня в городах;

4) расширение рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей и представителей населения, ведущих личные подсобные хозяйства; удовлетворение потребности населения в продовольственных товарах по доступным ценам;

5) создание объединений организаций перерабатывающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

6) обеспечение прозрачности в земельных отношениях (в рамках ведения кадастра земель и территориального планирования) и упрощение и ускорение процедур выделения земельных участков;

7) выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по розничной реализации продовольственных товаров;

8) снижение концентрации монополистической деятельности доминирующих организаций в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на областном рынке за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов, прежде всего малых форм хозяйствования;

9) рекомендация органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов публиковать в средствах массовой информации, размещать на официальном сайте в сети Интернет все нормативные правовые акты, связанные с регулированием предпринимательской деятельности.