Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года N 835

О целевой программе Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, в целях развития конкуренции в Калининградской области Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить целевую программу Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор

Калининградской области Г.В. Боос

Приложение
     к постановлению Правительства
     Калининградской области
     от 27 сентября 2010 года N 835

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ОБЛАСТНОМ РЫНКЕ" НА 2010-2014 ГОДЫ

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Паспорт целевой программы Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы


1. Наименование Программы:

целевая программа Калининградской области "Развитие конкуренции на областном рынке" на 2010-2014 годы (далее - Программа).

2. Основание для разработки Программы:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р.

3. Государственный заказчик Программы:

Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области.

4. Субъект бюджетного планирования, ответственный за исполнение Программы:

Министерство экономики Калининградской области.

5. Разработчики Программы:

Министерство экономики Калининградской области, Министерство промышленности Калининградской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС по Калининградской области), территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, органы исполнительной власти Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

6. Исполнители основных мероприятий Программы:

УФАС по Калининградской области, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, органы исполнительной власти Калининградской области, аппарат Правительства Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, организации, выбираемые в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7. Стратегической целью Программы является содействие формированию развитой конкурентной среды на областном рынке товаров и услуг, основанное на снижении инфраструктурных и административных барьеров, на совершенствовании ценовой политики, развитии малого и среднего предпринимательства, создании условий для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги высокого качества по доступным ценам.

8. Тактические задачи Программы:

1) сокращение административных барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности;

2) сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

3) организация сбора и публикация информации об областном рынке, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

4) повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

5) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы развития конкуренции;

6) развитие конкурентной среды в отдельных отраслях.

9. Сроки реализации Программы:

2010-2014 годы.

10. Проведение мероприятий Программы не потребует дополнительного финансирования из средств областного бюджета Калининградской области.

11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее эффективности будут определяться путем оценки развития конкурентной среды в Калининградской области исходя из положительной динамики следующих показателей:

1) уровня цен на социально значимые продукты питания, не превышающего среднероссийский уровень;

2) доли выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте;

3) повышения деловой активности, снижения уровня экономической концентрации на рынках;

4) упрощения доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий;

5) доли ресурсов (земля, имущество, недра), размещаемых органами исполнительной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области на аукционах;

6) доли жилищно-коммунальных услуг, оказываемых новыми участниками рынка - товариществами собственников жилья и управляющими компаниями;

7) количества пользователей сети Интернет, в том числе по выделенным линиям;

8) сокращения количества учреждений и организаций, подведомственных органам исполнительной власти Калининградской области и органам местного самоуправления Калининградской области, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательской деятельности;

9) прироста площадей объектов розничной торговли.

12. Ожидаемый эффект от реализации Программы:

1) ежегодный рост валового регионального продукта на 2,5%;

2) снижение индекса потребительских цен до 6,0%;

3) ежегодный рост выпуска товаров и услуг на 10%;

4) рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами обрабатывающих производств работ и услуг на 10%, в том числе рост объема отгруженных товаров производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, на 6%;

5) увеличение объемов реализации продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 4,1%;

6) рост оборота розничной торговли на 2%;

7) рост оборота общественного питания на 1%;

8) рост объема платных услуг, оказываемых населению на 1,3%;

9) дополнительное создание более 300 объектов розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

13. Контроль за исполнением Программы осуществляют: Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Контрольно-ревизионная служба Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области и Министерство экономики Калининградской области.

Глава 2. Содержание проблемы развития конкурентной среды на областном рынке, обоснование необходимости программной разработки


14. Поддержка конкуренции гарантирована Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

15. Защита конкуренции как основного механизма рыночной экономики обеспечивает достижение всех социально-экономических целей общества, в том числе реализации интересов потребителей, обеспечения снижения затрат, сбалансированного распределения ресурсов, закрепления успеха на внешних рынках, поддержания инновационного развития.

16. Стратегические задачи конкурентной политики сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении 08 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации с повесткой "О стратегии развития России до 2020 года", в частности, акцент направлен на:

1) развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;

2) развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать организации к снижению издержек, к обновлению продукции и учету запросов потребителей.

РАЗДЕЛ II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА КЛЮЧЕВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Глава 3. Агропродовольственный комплекс


17. В Калининградской области действует около 130 сельскохозяйственных организаций и достаточно большое количество малых форм хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) хозяйства - около 500 и личные подсобные хозяйства – более 70 тысяч). Рынок сельскохозяйственной продукции имеет высокую степень конкуренции (перечень продуктов ограничен, качество стандартизировано, сравнительно невысокие барьеры для входа на рынок, большое количество производителей идентичной продукции). В то же время на отдельных сегментах рынка сельскохозяйственной продукции существуют определенные барьеры для реализации продукции. Прежде всего это относится к малым формам хозяйствования на селе и проблемам входа в торговые сети.

18. Проблемы входа в торговые сети заключаются в том, что крупные торговые сети, пользуясь тем, что они занимают существенную долю розничного рынка продовольственных товаров, при заключении договоров навязывают поставщикам ряд дискриминационных условий, выражающихся в отсутствии ответственности покупателя за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, в предоставлении многочисленных скидок (годовая фиксированная скидка от оборота, базовая скидка от цены, указанной в общем прайс-листе поставщика, ежемесячная премия от оборота; единовременные премии за заключение договора, за расширение каналов сбыта, за каждую вновь введенную позицию, ежеквартальное вознаграждение за разгрузку товара при его приемке, за поддержание ассортимента; плата за размещение на палетных местах; скидка на реализацию акционного товара, плата за изучение потребительского спроса), зачастую дублирующих друг друга, а в ряде случаев направленных на компенсацию косвенных затрат (например, скидка за разгрузку товара) или взимаемых за те действия, которые выгодны в первую очередь самому розничному продавцу (например, изучение спроса). В то же время ответственность поставщика в договорах тщательным образом прописана.

19. Рынок растениеводства Калининградской области, по оценке Министерства сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, относится к рынкам с развитой конкуренцией. Но, тем не менее, существуют следующие барьеры для входа на рынок растениеводства: ограниченная емкость рынка, высокий уровень затрат на начало ведения дела; низкие цены на продукцию сельского хозяйства, темпы роста их значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги; сложности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники; недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, тары; плохие дорожные условия; недостаток квалифицированных кадров. Из существующих проблем в настоящее время можно выделить недостаточную согласованность и кооперацию различных секторов сельского хозяйства, в частности, производства зерновых и животноводства, потребляющих продукцию растениеводства.

20. Основных производителей молочной продукции в Калининградской области десять. Крупнейшие перерабатывающие организации области по состоянию на 2009 год: открытое акционерное общество "Молоко", закрытое акционерное общество "Правдинский маслосыродельный завод", общество с ограниченной ответственностью "Гусевмолоко", общество с ограниченной ответственностью "Агронеман", открытое акционерное общество "Кировский сыродельный завод". В настоящее время сохраняется диспропорциональное распределение прибыли в рамках производственных цепочек: сельхозпроизводитель молока - перерабатывающая организация – торговая сеть. В торговых сетях Калининградской области сообщают, что уровень наценки на молоко не менялся в течение последних двух лет и не превышает 20% от закупочной цены. Серьезное влияние на конкуренцию на данном рынке оказывает молочная продукция, произведенная в Литве, Беларуси, Польше. Особенно высока доля импортной продукции в сегменте сыров. В то же время отдельные производители Калининградской области сохраняют возможность диктовать свои закупочные цены при закупке молока у населения. Основными барьерами для входа в отрасль являются: ?отсутствие налаженного рынка сбыта, препятствующее небольшим местным производителям самостоятельно (либо с минимальным числом посредников) реализовывать производимую сельскохозяйственную продукцию на розничном рынке Калининградской области, необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

21. Основных производителей на рынке мясопереработки около шестидесяти. Это традиционно высокоразвитый сектор пищевой промышленности Калининградской области. Крупнейшими мясоперерабатывающими организациями Калининградской области являются: общество с ограниченной ответственностью "Альмак КМП", общество с ограниченной ответственностью "Продукты Питания", общество с ограниченной ответственностью "Довид", общество с ограниченной ответственностью "Калининградский деликатес", общество с ограниченной ответственностью "Черняховский мясоперерабатывающий завод", открытое акционерное общество "Советский мясокомбинат" и общество с ограниченной ответственностью "Конкордия".

22. Проблемой конкуренции на рынке животноводства являются недостаточные возможности реализации продукции местного производства. Существуют барьеры для вхождения в торговые сети, в частности, значительным барьером для входа на рынок является необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства.

23. В 2008 году на рынке производства продукции хлебопечения работало около 22 организаций (не считая значительного количества мелких пекарен, кондитерских цехов), поэтому рынок хлеба и хлебобулочных изделий в Калининградской области признан высококонцентрированным. Конкуренция на рынке хлеба и хлебобулочных изделий несовершенна. По результатам анализа, проведенного УФАС по Калининградской области в 2009 году, подтверждено нахождение в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, открытое акционерное общество "Первый хлебозавод" (37,2% от рынка). Кроме этого, существенными долями рынка в Калининградской области обладают Калининградская региональная общественная организация инвалидов "Содружество" (25%) и закрытое акционерное общество "Балтийский хлеб" (10,2%). Основными барьерами для входа на рынок являются: ?необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, перед потенциальными участниками рынка, в частности, по существующим рынкам сбыта готовой продукции; увеличение издержек для покупателя, связанных со сменой продавца, в том числе в результате заключения долгосрочных контрактов.

24. В Калининградской области действует несколько мукомольных заводов. В 2009 году имелось достаточное количество зерна продовольственного качества.

25. В 2008 году производство комбикормов на территории области осуществляли 14 организаций. Лидирующее место на рынке в 2008 году занимали: общество с ограниченной ответственностью "РЦГ Экономикс" (58% от рынка), общество с ограниченной ответственностью "Агроком" (22%) и общество с ограниченной ответственностью "Футтура Сервис II" (6%). К сложностям осуществления деятельности по производству и реализации комбикормов некоторые участники рынка относят недостаток собственных оборотных средств, вызванный несвоевременным перечислением средств покупателями-сельхозпроизводителями. В настоящее время рынок комбикормов Калининградской области относится к типу рынков с недостаточно развитой конкуренцией, данный товарный рынок можно охарактеризовать как высококонцентрированный.

26. На рынке по реализации яйца куриного имеется лишь один местный производитель - общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Гурьевская" (32,2% от рынка). Большая часть яйца куриного завозится из других субъектов Российской Федерации и из Республики Беларусь. Основными барьерами для входа на рынок местных производителей являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; большая доля розничной торговли яйцом куриным принадлежит сетевым супермаркетам, условия работы с которыми (задержка расчетов после реализации на три-четыре недели, списание на процент разбившихся яиц) не устраивают потенциальных производителей.

27. Основным инвестиционным источником для развития села являются кредитные ресурсы финансовых организаций. Поэтому важно обеспечить увеличение объема этих ресурсов и повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

28. Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему остается ведущим в пищевой промышленности Калининградской области: 14 крупных и средних рыбоперерабатывающих организаций ежегодно производят 250-260 млн. банок рыбных консервов, что составляет более 40% от общероссийского производства данного вида продукции. Крупнейшими рыбоперерабатывающими организациями в 2009 году являлись: общество с ограниченной ответственностью "Роскон", открытое акционерное общество "Калининградский рыбоконсервный комбинат", открытое акционерное общество "Мамоновский рыбоконсервный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Креон", общество с ограниченной ответственностью "Вичунай-Русь", общество с ограниченной ответственностью "Атлантис", открытое акционерное общество "Полесский рыбоконсервный завод".В целом все организации рыбохозяйственного комплекса области ежегодно производят более 340 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, 90% которой отправляется на внутренний рынок Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»