Действующий

О целевых программах Калининградской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" на 2008-2011 годы" и "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2008-2015 годы

Глава 2. Содержание проблемы


14. Жилищный фонд Калининградской области увеличился за 2007 год на 754 тыс. кв. м и составил 19,9 млн. кв. м общей площади жилья. Столь значительные темпы жилищного строительства (0,8 кв. м в расчёте на одного жителя области) позволили довести обеспеченность жильем до 21,2 кв. м на

душу населения. В то же время нарастание износа существующего жилищного фонда не покрывается даже такой динамикой ввода жилья.

По данным, содержащимся в форме N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" государственного статистического наблюдения, в результате многолетнего недофинансирования текущего и капитального ремонтов, низкой энергоэффективности многоквартирных домов массовой застройки степень износа жилищного фонда продолжает нарастать: за период с 2004 года доля жилищного фонда с износом от 0 до 30 процентов сократилась с 53 до 50,7 процента - на фоне роста доли жилищного фонда со степенью износа от 31 процента и выше. При этом доля жилищного фонда с износом свыше 70% достигла в истекшем году 1,5 процента. Предпринимаемые муниципальными образованиями Калининградской области усилия позволили довести в 2006 году объем капитально ремонтируемого жилищного фонда до 613,6 тыс. кв. метров (при 167,3 тыс. кв. метров в 2004 году), не принеся, однако, кардинального улучшения ситуации. По данным муниципальных образований в приоритетном порядке должен быть 'проведен капитальный ремонт 574 многоквартирных домов общей площадью 760,5 тыс. кв. метров.

15. Для текущей ситуации характерны следующие обстоятельства:

1) граждане - собственники помещений в многоквартирных домах не спешат брать на себя ответственность за их техническое состояние через создание товариществ собственников жилья, опасаясь, что на них в полном объеме ляжет финансовое бремя по капитальному ремонту дома;

2) несмотря на то, что законодательством установлено, что оплата расходов на, капитальный ремонт многоквартирного дома является обязанностью всех собственников помещений в этом доме, в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги эта составляющая практически повсеместно отсутствует, а сам размер платы на содержание общего имущества в доме не отвечает реальным потребностям в средствах на его содержание и ремонт; отсутствует эффективный контроль со стороны собственников помещений за объемом и качеством работ по содержанию дома;

3) население ожидает, что капитальный ремонт многоквартирных домов будет проведен органами местного самоуправления за счёт средств местного бюджета; при этом органы местного самоуправления редко выдвигают требования по участию собственников помещений в многоквартирных домах в софинансировании капитального ремонта (тем самым оправдывая ожидания населения);

4) органы местного самоуправления принимают решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов в порядке, не соответствующем требованиям Жилищного кодекса (без принятия решения о ремонте общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме);

5) требуются огромные вложения в капитальный ремонт жилищного фонда, которые не могут быть обеспечены бюджетами разных уровней;

6) ограниченный объём бюджетных средств, направляемых на капитальный ремонт, не соответствует реальным потребностям, осуществляемые капитальные ремонты не сопровождаются модернизацией жилья и мероприятиями по ресурсосбережению.

Приведенные данные неоспоримо свидетельствуют о том, что основная проблема эксплуатации жилищного фонда - его изношенность - без принятия неотложных мер может стать препятствием для реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".