85. Созданная преференциями экономика Калининградской области в 2008-2009 годах получила два серьезных удара.
Первый был связан со стремлением России расширить свой рынок и войти в большие экономические объединения, то есть с принятием решений о вступлении России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с принципами ВТО фактически отменяют "исключительность" Калининградской области и возможность для дальнейшего существования в ней режима таможенных льгот. Второй удар вызван мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов, который отразился на экономике Калининградской области не меньше, чем на экономике мира и России.
Оба этих фактора являются ключевыми не только для корректировки стратегии развития Калининградской области. Они разрушают искусственно созданную в Калининградской области экономическую "теплицу" и заставляют заново включить в сферу своего внимания внешние факторы (как российские, так и мировые), их мониторинг и учет в действиях по развитию Калининградской области. Корректировка стратегии требует понимания природы мирового финансово-экономического кризиса и его последствий.
86. Последствия вступления России в ВТО для Особой экономической зоны в Калининградской области.
ВТО - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
На сегодняшний день в ВТО состоят 153 страны, на долю которых приходится 95% мирового торгового оборота.
Основное содержание норм международного права в области внешнеэкономической деятельности, закрепленных в соглашениях ГАТТ/ВТО, заключается в недопустимости применения государствами - участниками ВТО такого регулирования, которое приводит к недобросовестной конкуренции между государствами. При этом под понятие "недобросовестной конкуренции" попадают экспортные субсидии, экономические дотации национальным производителям, включая предоставление различного рода освобождений от уплаты пошлин и налогов, а также иные меры государственного регулирования, которые могут нарушить рыночный принцип мировой торговли, основанной на честной и добросовестной конкуренции.
В международной практике российскому понятию "особая экономическая зона" соответствует термин "свободная зона", под которой в свою очередь понимается "свободная таможенная зона". Определение "свободной зоны" закреплено международной Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной 18 мая 1973 года. Положения указанной конвенции значимы для России, поскольку являются исходными при формулировке обязательств государств - членов ВТО.
Согласно Киотской конвенции, "свободная зона" - это часть территории государства, где любые ввезенные товары во всем, что касается импортных пошлин и налогов, обычно рассматриваются как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля. Приведенное понятие "свободной зоны" играет важную роль в оценке мер регулирования, используемых государством во внешнеторговой деятельности. В той же конвенции установлены стандарты регулирования отношений по созданию свободной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности государств, следующих международным стандартам.
В российской практике понятие "свободная (экономическая) зона" к середине 1990-х годов было заменено понятием "особая экономическая зона" (далее - ОЭЗ), которое используется в качестве синонима "свободной зоны".
ОЭЗ или их аналоги существуют во многих странах, являющихся членами ВТО. При этом какой-либо особый режим для ОЭЗ нормативными документами ВТО не предусмотрен. Создание и функционирование ОЭЗ регулируется общими положениями соглашений ВТО, относящихся к торговле товарами. Поэтому существование ОЭЗ на территории Калининградской области само по себе не является препятствием для вступления России в ВТО.
Можно выделить следующие требования ВТО, которые затрагивают деятельность ОЭЗ:
- деятельность любых ОЭЗ должна осуществляться в рамках правил ВТО, и правительство страны должно обеспечить применение норм ВТО в ОЭЗ;