35. Транспортно-логистический комплекс. Транспортно-логистический комплекс Калининградской области играет важную роль в социально-экономическом развитии Калининградской области.
Устойчивое и эффективное функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2005-2011 годы представлена в таблице 21.
Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2007-2011 годы
Таблица 21
N п/п | Показатель | Перевезено по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пассажиров: | ||||||
1 | железнодорожным транспортом в дальнем следовании, млн. чел. | 0,74 | 0,64 | 0,57 | 0,6 | 0,54 |
2 | железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, млн. чел. | 5,432 | 5,641 | 4,916 | 2,546 | 2,659 |
3 | воздушным транспортом, млн. чел. | 1,1 | 1,9 | 1,16 | 1,024 | 1,229 |
Грузов: | ||||||
4 | железнодорожным транспортом, млн. тонн | 19,4 | 18,5 | 12,7 | 15,5 | 14,7 |
5 | автомобильным транспортом через пограничные переходы, млн. тонн | 2,191 | 2,159 | 1,884 | 2,220 | 2,3 |
6 | Переработка грузов портовым комплексом, млн. тонн | 15,6 | 15,4 | 12,4 | 13,9 | 13,4 |
Как показано в таблице 21, с 2007 года наблюдается существенное сокращение грузопотока в калининградском направлении через порты и железную дорогу в связи с проявлениями последствий финансово-экономического кризиса, а также со слабой поддержкой на федеральном уровне в части обеспечения конкурентоспособных тарифов в отношении грузов, следующих в калининградском направлении, со стороны Минтранса России в рамках межправительственных переговоров между Российской Федерацией и Литовской Республикой.
Сокращение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом связано с нежеланием большинства пассажиров использовать зачастую необоснованно дорогие, устаревшие, низкокомфортные и медленные поезда, а также с необходимостью наличия заграничного транспорта для передвижения через территорию Литовской Республики.
В пригородном сообщении сокращение объема перевозок связано с закрытием части пригородных линий, а также со строительством и вводом в эксплуатацию современных автомобильных дорог в наиболее популярном для пассажиров приморском направлении.
Транспортный комплекс объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).
Участки Калининградской железной дороги, по которой в область завозится более 80% грузов, входят в состав ответвлений двух трансъевропейских транспортных коридоров:
- N 1-А "Рига - Калининград - Гданьск", обеспечивающий выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию;
- N 9-Д "Киев - Минск - Вильнюс - Калининград", обеспечивающий выход грузопотоков в центральные и восточные районы страны и соединяющий с портовыми терминалами Калининградской области.
Уникальность железной дороги заключается в наличии участков двойной колеи: европейского стандарта - 1435 мм и российского стандарта - 1520 мм.
Пропускная способность Калининградской железной дороги составляет более 25 млн. тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60%.
Существенной характеристикой Калининградской области является дорожная сеть протяженностью около 6627,4 км, в том числе 203,8 км - дороги федерального значения.