Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (с изменениями на 28 февраля 2024 года)



Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ


35. Транспортно-логистический комплекс. Транспортно-логистический комплекс Калининградской области играет важную роль в социально-экономическом развитии Калининградской области.


Устойчивое и эффективное функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2005-2011 годы представлена в таблице 21.


Динамика основных объемных показателей работы транспортного комплекса за 2007-2011 годы



Таблица 21

N п/п

Показатель

Перевезено по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

Пассажиров:

1

железнодорожным транспортом в дальнем следовании, млн. чел.

0,74

0,64

0,57

0,6

0,54

2

железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, млн. чел.

5,432

5,641

4,916

2,546

2,659

3

воздушным транспортом, млн. чел.

1,1

1,9

1,16

1,024

1,229

Грузов:

4

железнодорожным транспортом, млн. тонн

19,4

18,5

12,7

15,5

14,7

5

автомобильным транспортом через пограничные переходы, млн. тонн

2,191

2,159

1,884

2,220

2,3

6

Переработка грузов портовым комплексом, млн. тонн

15,6

15,4

12,4

13,9

13,4


Как показано в таблице 21, с 2007 года наблюдается существенное сокращение грузопотока в калининградском направлении через порты и железную дорогу в связи с проявлениями последствий финансово-экономического кризиса, а также со слабой поддержкой на федеральном уровне в части обеспечения конкурентоспособных тарифов в отношении грузов, следующих в калининградском направлении, со стороны Минтранса России в рамках межправительственных переговоров между Российской Федерацией и Литовской Республикой.


Сокращение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом связано с нежеланием большинства пассажиров использовать зачастую необоснованно дорогие, устаревшие, низкокомфортные и медленные поезда, а также с необходимостью наличия заграничного транспорта для передвижения через территорию Литовской Республики.


В пригородном сообщении сокращение объема перевозок связано с закрытием части пригородных линий, а также со строительством и вводом в эксплуатацию современных автомобильных дорог в наиболее популярном для пассажиров приморском направлении.


Транспортный комплекс объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).


Участки Калининградской железной дороги, по которой в область завозится более 80% грузов, входят в состав ответвлений двух трансъевропейских транспортных коридоров:


- N 1-А "Рига - Калининград - Гданьск", обеспечивающий выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию;


- N 9-Д "Киев - Минск - Вильнюс - Калининград", обеспечивающий выход грузопотоков в центральные и восточные районы страны и соединяющий с портовыми терминалами Калининградской области.


Уникальность железной дороги заключается в наличии участков двойной колеи: европейского стандарта - 1435 мм и российского стандарта - 1520 мм.


Пропускная способность Калининградской железной дороги составляет более 25 млн. тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60%.


Существенной характеристикой Калининградской области является дорожная сеть протяженностью около 6627,4 км, в том числе 203,8 км - дороги федерального значения.