Недействующий

О целевой программе Калининградской области "Развитие инвестиционной деятельности" на 2011-2015 годы

Динамика инвестиций в основной капитал за период 2005-2010 годов

Таблица 1

N п/п

Наименование показателя

2005
 год

2006
 год

2007
 год

200 8
 год

200 9
 год

2010
 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Инвестиции в основной капитал,
 млн. рублей

29 959

33 148

42 302

70 812

60 463

54 564

2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

130,5

93,8

112,6

134,3

78,8

82,7

16. По результатам 2009 года зафиксировано снижение притока инвестиций, по сравнению с предыдущим периодом его объем составил 78,8 %, что явилось следствием экономического и финансового кризиса, пик которого пришелся на 2009 год. Снижение объема инвестиций продолжилось и в 2010 году - 54,6 млрд. рублей, соответственно, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 82,7 %, что значительно ниже среднего значения по Российской Федерации (106,0 %), и по субъектам СЗФО (105,8 %).

17. Традиционно наибольшую долю по объему инвестиций в основной капитал среди отраслей экономики занимает транспортный сектор. В 2010 году значительно выросла доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 20,5 % в 2009 году до 37,4 %).

18. По данным аналитического исследования "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России", проводимого рейтинговым агентством "Эксперт РА", инвестиционный рейтинг Калининградской области с 30 января 2000 года по 18 декабря 2007 года был отмечен пониженным инвестиционным потенциалом - умеренным риском (3B1), с 18 декабря 2007 года по 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг характеризовался низким инвестиционным потенциалом - минимальным риском (3A), 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг понизился до уровня 3В1, а 20 декабря 2010 года - до уровня 3C1 (пониженный инвестиционный потенциал - высокий риск) – это самый низкий уровень инвестиционного рейтинга Калининградской области с 1996 года.

19. К основным факторам, снижающим инвестиционную активность в Калининградской области, можно отнести:

1) узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов, в настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", "Инвестиционный фонд Российской Федерации" и т.д.;

2) отсутствие координации органов исполнительной власти Калининградской области для оказания содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;

3) низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной, отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;

4) отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;

5) слабую проработку и некачественную подготовку инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.

20. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику Калининградской области привлекаются инвестиции для реализации отдельных крупных проектов.

21. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в Калининградской области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа Калининградской области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

22. Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, созданы "Инвестиционный фонд Российской Федерации", государственная корпорация "Внешэкономбанк", Российская Венчурная компания. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и, тем более, международным стандартам.

23. Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Калининградской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются налоговые льготы и государственные гарантии, которые в большей степени ориентированны на крупные инвестиционные проекты с объемом финансирования более 150 млн. рублей, которые ориентированы на законодательство об Особой экономической зоне в Калининградской области.

24. Таким образом, достижение целей и задач Программы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Калининградской области, повышающих ее имидж, а также путем формирования благоприятных условий для реализации не только крупных проектов резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, но и проектов малых и средних предприятий.