Таблица 1
N п/п | Наименование показателя | 2005 | 2006 | 2007 | 200 8 | 200 9 | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Инвестиции в основной капитал, | 29 959 | 33 148 | 42 302 | 70 812 | 60 463 | 54 564 |
2 | Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % | 130,5 | 93,8 | 112,6 | 134,3 | 78,8 | 82,7 |
16. По результатам 2009 года зафиксировано снижение притока инвестиций, по сравнению с предыдущим периодом его объем составил 78,8 %, что явилось следствием экономического и финансового кризиса, пик которого пришелся на 2009 год. Снижение объема инвестиций продолжилось и в 2010 году - 54,6 млрд. рублей, соответственно, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 82,7 %, что значительно ниже среднего значения по Российской Федерации (106,0 %), и по субъектам СЗФО (105,8 %).
17. Традиционно наибольшую долю по объему инвестиций в основной капитал среди отраслей экономики занимает транспортный сектор. В 2010 году значительно выросла доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 20,5 % в 2009 году до 37,4 %).
18. По данным аналитического исследования "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России", проводимого рейтинговым агентством "Эксперт РА", инвестиционный рейтинг Калининградской области с 30 января 2000 года по 18 декабря 2007 года был отмечен пониженным инвестиционным потенциалом - умеренным риском (3B1), с 18 декабря 2007 года по 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг характеризовался низким инвестиционным потенциалом - минимальным риском (3A), 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг понизился до уровня 3В1, а 20 декабря 2010 года - до уровня 3C1 (пониженный инвестиционный потенциал - высокий риск) – это самый низкий уровень инвестиционного рейтинга Калининградской области с 1996 года.
19. К основным факторам, снижающим инвестиционную активность в Калининградской области, можно отнести:
1) узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов, в настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", "Инвестиционный фонд Российской Федерации" и т.д.;
2) отсутствие координации органов исполнительной власти Калининградской области для оказания содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;
3) низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной, отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;
4) отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;
5) слабую проработку и некачественную подготовку инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.
20. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику Калининградской области привлекаются инвестиции для реализации отдельных крупных проектов.
21. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в Калининградской области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа Калининградской области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
22. Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, созданы "Инвестиционный фонд Российской Федерации", государственная корпорация "Внешэкономбанк", Российская Венчурная компания. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и, тем более, международным стандартам.
23. Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Калининградской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются налоговые льготы и государственные гарантии, которые в большей степени ориентированны на крупные инвестиционные проекты с объемом финансирования более 150 млн. рублей, которые ориентированы на законодательство об Особой экономической зоне в Калининградской области.
24. Таким образом, достижение целей и задач Программы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Калининградской области, повышающих ее имидж, а также путем формирования благоприятных условий для реализации не только крупных проектов резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, но и проектов малых и средних предприятий.