Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2011 года N 530

О целевой программе Калининградской области "Развитие инвестиционной деятельности" на 2011-2015 годы

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области, способствующих ее устойчивому социально - экономическому развитию Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить целевую программу Калининградской области "Развитие инвестиционной деятельности" на 2011-2015 годы согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор

Калининградской области Н.Н. Цуканов

Приложение

к постановлению Правительства

Калининградской области

от 12 июля 2011 года N 530

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА 2011-2015 ГОДЫ

РАЗДЕЛ I. ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА 2011-2015 ГОДЫ


1. Наименование целевой программы Калининградской области: "Развитие инвестиционной деятельности" на 2011-2015 годы (далее - Программа).

2. Основание для разработки Программы:

1) Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области";

2) Закон Калининградской области "Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства";

3) пункт 21 перечня поручений Президента Российской Федерации от 06 декабря 2010 года N Пр-3534 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

3. Государственный заказчик Программы: Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области.

4. Субъект бюджетного планирования, ответственный за исполнение Программы: Министерство экономики Калининградской области.

5. Разработчик Программы: Министерство экономики Калининградской области.

6. Исполнители основных мероприятий Программы: органы исполнительной власти Калининградской области.

7. Стратегическая цель Программы - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области, способствующих ее устойчивому социально-экономическому развитию.

8. Тактические задачи Программы:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Калининградской области;

2) создание благоприятной административной среды и снижение административных барьеров, создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;

3) создание инвестиционных площадок и развитие инвестиционной инфраструктуры;

4) формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;

5) кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

6) формирование позитивного имиджа Калининградской области.

9. Сроки реализации Программы: 2011-2015 годы.

10. Объемы и источники финансирования Программы: проведение основных мероприятий Программы не потребует дополнительного финансирования из средств областного бюджета Калининградской области.

11. Непосредственные результаты реализации Программы к 2015 году:

1) валовой региональный продукт составит в действующих ценах 353 419,3 млн. рублей;

2) инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в действующих ценах - 152 556,8 млн. рублей;

3) инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций - 105 264,2 млн. рублей;

4) инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за счет собственных средств - 20 180,4 млн. рублей;

5) инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за счет привлеченных средств - 48 365,0 млн. рублей;

6) иностранные инвестиции на душу населения - 507,8 долларов США;

7) доля инвестиций резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в общем объеме инвестиций Калининградской области - 12,4 %;

8) численность занятых в экономике - 484,0 тыс. человек;

9) доля занятых на предприятиях-резидентах Особой экономической зоны в Калининградской области в общем количестве занятых в экономике - 2 %;

10) прогноз регистрируемой безработицы на конец года - 1,2 %;

11) процент неиспользованных земель сельскохозяйственного назначения от общей площади земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного производства - 27 %.

12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: создание благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области.

13. Контроль за исполнением Программы осуществляют Министерство финансов Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-ревизионная служба Калининградской области.

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки


14. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, начиная с 2005 года объем инвестиций в основной капитал в Калининградской области имеет положительную динамику. Если в 2005 году объем инвестиций составил 29,9 млрд. рублей, то в 2006 году - 33,1 млрд. рублей, в 2007 году – 42,3 млрд. рублей, в 2008 году – 70,8 млрд. рублей.

15. В пересчете на душу населения Калининградская область с 2007 года постоянно улучшала свои позиции и находилась в 2009 году на 5 месте среди субъектов Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО), превышая среднероссийский уровень, а в 2007 и 2008 годах Калининградская область занимала 2 место по темпу прироста инвестиций в основной капитал среди регионов СЗФО.

Динамика инвестиций в основной капитал за период 2005-2010 годов

Таблица 1

N п/п

Наименование показателя

2005
 год

2006
 год

2007
 год

200 8
 год

200 9
 год

2010
 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Инвестиции в основной капитал,
 млн. рублей

29 959

33 148

42 302

70 812

60 463

54 564

2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

130,5

93,8

112,6

134,3

78,8

82,7

16. По результатам 2009 года зафиксировано снижение притока инвестиций, по сравнению с предыдущим периодом его объем составил 78,8 %, что явилось следствием экономического и финансового кризиса, пик которого пришелся на 2009 год. Снижение объема инвестиций продолжилось и в 2010 году - 54,6 млрд. рублей, соответственно, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 82,7 %, что значительно ниже среднего значения по Российской Федерации (106,0 %), и по субъектам СЗФО (105,8 %).

17. Традиционно наибольшую долю по объему инвестиций в основной капитал среди отраслей экономики занимает транспортный сектор. В 2010 году значительно выросла доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 20,5 % в 2009 году до 37,4 %).

18. По данным аналитического исследования "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России", проводимого рейтинговым агентством "Эксперт РА", инвестиционный рейтинг Калининградской области с 30 января 2000 года по 18 декабря 2007 года был отмечен пониженным инвестиционным потенциалом - умеренным риском (3B1), с 18 декабря 2007 года по 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг характеризовался низким инвестиционным потенциалом - минимальным риском (3A), 15 декабря 2008 года инвестиционный рейтинг понизился до уровня 3В1, а 20 декабря 2010 года - до уровня 3C1 (пониженный инвестиционный потенциал - высокий риск) – это самый низкий уровень инвестиционного рейтинга Калининградской области с 1996 года.

19. К основным факторам, снижающим инвестиционную активность в Калининградской области, можно отнести:

1) узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов, в настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", "Инвестиционный фонд Российской Федерации" и т.д.;

2) отсутствие координации органов исполнительной власти Калининградской области для оказания содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;

3) низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной, отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;

4) отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;

5) слабую проработку и некачественную подготовку инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.

20. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику Калининградской области привлекаются инвестиции для реализации отдельных крупных проектов.

21. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в Калининградской области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа Калининградской области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

22. Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, созданы "Инвестиционный фонд Российской Федерации", государственная корпорация "Внешэкономбанк", Российская Венчурная компания. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и, тем более, международным стандартам.

23. Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Калининградской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются налоговые льготы и государственные гарантии, которые в большей степени ориентированны на крупные инвестиционные проекты с объемом финансирования более 150 млн. рублей, которые ориентированы на законодательство об Особой экономической зоне в Калининградской области.

24. Таким образом, достижение целей и задач Программы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Калининградской области, повышающих ее имидж, а также путем формирования благоприятных условий для реализации не только крупных проектов резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, но и проектов малых и средних предприятий.

Глава 2. Основная цель и задачи Программы, срок ее реализации, показатели эффективности, характеризующие достижение поставленных целей и решение задач Программы


25. Стратегическая цель Программы - повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области и создание благоприятных условий для инвестирования.

26. Привлечение инвестиций в экономику Калининградской области предусматривается за счет создания благоприятного инвестиционного климата путем формирования экономических и правовых условий и проведения ряда организационных мероприятий с опорой на уже созданные инструменты и механизмы, а также путем разработки и внедрения новых.

27. Реализовать поставленную стратегическую цель Программы можно на основе проведения последовательной политики исходя из следующих тактических задач Программы:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Калининградской области;

2) создание благоприятной административной среды и снижение административных барьеров, создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;

3) создание инвестиционных площадок и развитие инвестиционной инфраструктуры;

4) формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;

5) кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

6) формирование позитивного имиджа Калининградской области.

28. Программа будет реализовываться в течение пяти лет, с 2011 по 2015 год, что позволит создать комфортные условия инвестирования в экономику Калининградской области.

29. Программа разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс организационных, экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

30. Для успешного достижения целей Программы предстоит обеспечить реализацию основных мероприятий, организовать информационно-аналитическое сопровождение и контроль за ходом реализации основных мероприятий Программы.

31. Показатели эффективности реализации Программы представлены в таблице 2.

Показатели эффективности реализации Программы

Таблица 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»