16. К реформе государственного управления в Калининградской области и оптимизации функций органов исполнительной власти области относятся следующие мероприятия.
В целях совершенствования структуры управления, устранения дублирования и излишних функций в 2005 году был проведен сравнительный анализ функций органов исполнительной власти Калининградской области. Установлено, что в исполнительных органах государственной власти области от 5 до 20%, а в ряде случаев и более процентов функций являлись дублирующими или излишними.
Проведена классификация функций по следующим видам: нормативно-регулирующие, исполнительно-распорядительные, контрольные, оказание услуг.
Осуществлена коренная оптимизация функций органов исполнительной власти области и проведены в связи с этим организационно-структурные изменения в органах исполнительной власти Калининградской области.
Законом Калининградской области от 4 октября 2005 года N 656 "О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях" установлена следующая структура органов исполнительной власти:
- высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство Калининградской области;
- министерства Калининградской области (10)
(министерство Калининградской области - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности);
- службы Калининградской области (5)
(служба Калининградской области - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по контролю и надзору, а также специальные функции в установленной сфере деятельности);
- агентства Калининградской области (6)
(агентство Калининградской области - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору).
Такое разделение позволило исключить излишнее дублирование функций, четко разграничивает по органам власти функции проведения государственной политики по соответствующим отраслям, функции надзора и контроля, и в целом соответствует федеральному построению вертикали власти. Ранее в области действовала малоэффективная многоуровневая система организации органов исполнительной власти области (администрация области - Главное управление - управление - инспекция - комитет - департамент), в то время, как в настоящий момент схема приведена в логическую стройную последовательность: Правительство Калининградской области - министерство - служба - агентство.
Сократилось количество самих органов исполнительной власти области (в 2004 году было 36 органов, высший орган - администрация области, в настоящее время - 21 орган, высший орган - Правительство Калининградской области).
Проведение организационно-штатных мероприятий по оптимизации структуры органов исполнительной власти области и исключению избыточных и дублирующих полномочий привело к сокращению численности государственных гражданских служащих в 2 раза (в настоящее время это составило 690 государственных служащих Калининградской области).
17. При оптимизации системы государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Калининградской области органы государственной власти Калининградской области руководствуются основными направлениями государственной политики в сфере управления государственной собственностью.
Анализ сводных показателей финансово-хозяйственной деятельности областных государственных унитарных предприятий за 9 месяцев 2005 года показал следующее.
В области зарегистрировано 31 государственное унитарное предприятие Калининградской области, основанное на праве хозяйственного ведения, и одно казенное предприятие.
Сектор областных предприятий представлен предприятиями некрупными и низкоэффективными.
Выручка в целом по сектору сложилась в размере 336914 тыс. рублей. Максимальная выручка составила 65100 тыс. рублей, минимальная - 134 тыс. рублей, в среднем - 14648 тыс. рублей. От 10 млн. рублей до 65 млн. рублей имеют выручку 50% предприятий.
По результатам рейтинга эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в госсекторе отсутствуют финансово устойчивые предприятия.
13% предприятий относительно устойчивы, 31% - финансово неустойчивые предприятия, 30% - критически неустойчивые предприятия и 26% предприятий - практически неплатежеспособные.
Финансовый результат в целом по сектору сложился в виде чистой прибыли в размере 5,9 млн. рублей, общая рентабельность при этом - 1,8%. 52% предприятий рентабельны, 48% - убыточны.
В бюджет области от чистой прибыли 2004 года поступило 1,9 млн. рублей. Это крайне неэффективно, если учесть, что активы предприятий составляют 1983 млн. рублей.
Необходимо признать государственный сектор областных унитарных предприятий неэффективным и сократить количество областных унитарных предприятий.
Предложения по оптимизации количества государственных унитарных предприятий Калининградской области неоднократно в 2006 году рассматривались на заседаниях Правительства Калининградской области. По итогам рассмотрения вынесено решение о ликвидации большей части областных предприятий, готовятся дополнительные предложения по оптимизации оставшихся предприятий и учреждений.
18. В рамках проведения административной реформы в части реформирования государственной службы в 2004-2006 годах приняты следующие Законы Калининградской области:
1) "О государственной гражданской службе Калининградской области";