Недействующий

О программе Калининградского регионального Центра непрерывного образования

Принципы маневренности профессиональных образовательных программ


Рассмотрим третье направление движения человека в профессиональном образовательном пространстве - по горизонтали - возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени профессионального образования в области профессиональной деятельности или получения нормального профессионального образования в двух или нескольких профессиональных областях.

Студент, специалист должен иметь возможность движения по горизонтали по разным профессиональным областям. Вариантов здесь может быть множество.

Студент любого курса решил поменять специальность или его к этому вынудили какие-либо обстоятельства, в том числе состояние здоровья, и он переходит на изучение профессиональной образовательной программы по другой специальности; студент закончил колледж по одной специальности, а в ВУЗ поступил учиться на другую.

Противоположный случай - специалист с высшим образованием создает свое собственное издательство, как индивидуальное частное предприятие и поступает на вечернее отделение полиграфического ПТУ для того, чтобы приобрести необходимые навыки в этой области и т.д.

Огромные перспективы в этом аспекте заложены в профессиональном обучении безработного населения через службы занятости и военнослужащих, уволенных в запас, через Региональные Центры переподготовки.

В отличие от времени командно - административной системы, когда считалось, что специалист должен работать только по полученной специальности, в новых социально - экономических условиях переход специалистов из отрасли в отрасль следует рассматривать скорее как положительное явление - в отрасли будет вливаться свежая кровь, что приведет к их обновлению и придаст им больше возможностей для саморазвития.

Следующие вопросы, которые необходимо рассмотреть, это относящиеся к структуре подсистемы содержания образовательных программ.

Принципы преемственности профессиональных программ

Для того, чтобы студент, специалист мог свободно продвигаться в профессиональном образовательном пространстве по всем выше перечисленным принципам необходимо согласование, стыковка профессиональных образовательных программ от начальной профессиональной подготовки до переподготовки (последипломного образования). Иными словами, преемственность означает, что выход из одной образовательной программы должен естественным образом стыковаться со входом в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация профессиональных образовательных программ, основывающихся на единых целях всей системы непрерывного профессионального образования.

Как уже говорилось, многоуровневость (многоступенчатость) профессиональных образовательных программ уже складывается в профессиональных лицеях, колледжах, Вузах, но парадокс заключается в том, что разные звенья системы профессионального образования выстраивают свою многоступенчатость только для себя, порознь. В начальном профессиональном образовании это своя многоступенчатость, в среднем профессиональном - своя, в высшем - своя. Учреждения дополнительного (последипломного) образования работают сами по себе. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в начальном, среднем и высшем звене образования, слабо согласованы между собой. Возникают также вопросы: кто выше по уровню образования - младший инженер или бакалавр и т.д.

Тем не менее, преемственность профессиональных образовательных программ частично выстраивается, что называется, снизу - самими учебными заведениями.

Отдельные профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые договоры с Вузами, создают преемственные учебные планы и программы по родственным специальностям и осуществляют совместное обучение части наиболее способных молодых людей, экономя им, да и себе тоже, до двух лет продолжительности обучения. Например, Институт "Калининградская высшая школа управления". Но пока это только отдельные примеры, хотя и довольно многочисленные, а проблему необходимо решать в целом.

Напрашивается иной путь, проверенный во многих странах, - построение образовательных программ в виде достаточно краткосрочных - 1, 2 или 3-летних, но завершенных модулей, предлагаемых на выбор абитуриентам. И, естественно, обучаемый, поступая в то или иное профессиональное образовательное учреждение, по результатам вступительных испытаний попадает на образовательную программу, достаточную для него в данный момент. При этом более одаренные юноши и девушки могут достигать высших ступеней кратчайшим путем, минуя ряд модулей, другие более длинным, последовательно переходя от одного модуля к другому.

Для того, чтобы обеспечить человеку маневренность движения в образовательном пространстве для смены профессий, помимо решения многих организационных вопросов, снятия ведомственных барьеров, необходимо создание технологии стыковок профессиональных образовательный программ, разных специальностей и разных ступеней, уровней между собой. Ведь все варианты сочетаний предусмотреть и нормально закрепить физически невозможно. Необходима именно технология и предоставление права каждому образовательному учреждению составлять и организовывать индивидуальные образовательные программы перепрофилирования и переподготовки.

Кроме того, образовательные программы должны еще обладать и реабилитационными возможностями - те, кто оставил лицей, колледж или институт, должны иметь возможность вернуться туда, даже через несколько лет, восстановить забытое и закончить образовательную программу.

Принципы интеграции профессиональных образовательных структур и гибкости организационных форм профессионального образования будут относиться к подсистеме форм организации непрерывного профессионального образования. Основные классификации этих двух принципов - целостность подсистемы. Первый принцип будет относиться к ее составу, второй - к функции.

Принцип интеграции образовательных структур

В наследство от командно-административной системы нам досталось строго однозначное соответствие - каждое учебное заведение могло осуществлять образовательную программу одного и только одного уровня.

Но это однозначное соответствие (одно учебное заведение - одна образовательная программа) в новых социально - экономических условиях не только не нужно, но и вредно во всех отношениях. И оно уже разрушается. Лицеи - осуществляют образовательные программы и начального и среднего профессионального образования, к тому же нередко по 20-25 совершенно разнородным специальностям; многие бывшие техникумы - ныне колледжи - осуществляют образовательные программы и начального, и среднего, и неполного высшего образования, и т.д. Таким образом, неизбежно происходит интеграция подсистем профессионального образования и в отношении их организационных структур, превращая профессиональные образовательные учреждения в многоуровневые, многоступенчатые и многопрофильные.

С другой стороны, очевидно, будет происходить противоположный процесс: одна и та же образовательная программа может осуществляться в образовательных учреждениях разных типов.

Таким образом, в связи с необходимостью построения системы непрерывного образования встает вопрос о создании единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство в настоящее время целесообразно рассматривать в первую очередь в региональном аспекте ввиду относительно низкой пока мобильности населения и, соответственно, тем обстоятельствам, что основная масса молодежи и взрослого населения сегодня учится в своих регионах, не удаляясь от места жительства.

Региональное образовательное пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в профессиональных образовательных процессах, либо заинтересованных в них. Это студенты, их родители, преподаватели, образовательные учреждения всех типов и уровней. Это учреждения дополнительного образования, а также библиотеки и музеи. Это все предприятия, организации и учреждения региона, в которых всегда осуществляется обучение персонала, хотя бы и в форме наставничества. По сути - это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте - отношение к профессиональному образованию.

Но профессиональное образовательное пространство назвать единым в современных условиях в большинстве случаев невозможно, поскольку все перечисленные выше структуры разобщены и на сегодняшний день придерживаются скорее ведомственных, корпоративных, чем общих интересов.

Но сотрудничество возможно только, если оно основано не на администрировании, а на поиске взаимных интересов, к чему охотно стремятся многие в новых рыночных условиях

- нужна лишь чья-то организующая инициатива.

Такой организующей инициативой явились в нашем регионе: Институт "Калининградская высшая школа управления" и "Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей". Инициатива двух учебных заведений была поддержана администрацией (губернатором) Калининградской области. Вышло постановление от 14 мая 1999 года 271, где было сказано в пункте 3: "на учебной базе Института "Калининградская высшая кола управления" и "Регионального Центра переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей" открыть Центр непрерывного образования, подготовки и переподготовки специалистов экономико-управленческого профиля в системе непрерывного профессионального образования".

Это было вызвано следующими причинами:

существующая структура, при которой учебные заведения выполняют определенные для данного учебного заведения задачи, в какой-то степени связаны между собой, на сегодняшний день не совсем отвечает требованиям рынка образовательных услуг и рынка труда.