N п/п | Туристы | Количество туристов, посетивших Калининградскую область, тыс. чел. | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
1 | Всего | 311,3 | 333,1 | 356,4 | 397,0 | 520,0 | 390,0 | 420,0 | 450,0 | 500,0 |
2 | Российские | 239,8 | 256,6 | 274,6 | 341,4 | 447,2 | 312,0 | 367,1 | 394,5 | 48,0 |
3 | Иностранные | 71,4 | 76,4 | 81,7 | 55,58 | 72,8 | 78,0 | 52,9 | 55,5 | 442,0 |
227. Основные цели визитов российских туристов:
1) 43% - лечебно-оздоровительный туризм;
2) 35% - экскурсионные программы (культурно-исторический туризм);
3) 22% - служебные (другие) цели.
228. Основные цели визитов иностранных туристов:
1) 77% - культурно-познавательный (в том числе ностальгический) туризм;
2) 23% - бизнес-туризм;
3) 12% - лечебно-оздоровительный туризм.
229. Калининградская область благодаря высокому туристическому и рекреационному потенциалу имеет все возможности увеличить его долю в структуре экономики к 2018 году до 10%, что предполагает рост потока туристов до 1,5-1,8 млн. человек в год с соответствующим изменением структуры посещений (в пользу среднесрочного пребывания с диверсифицированным пакетом туристического предложения). Для этого в рамках программы развития туристической деятельности необходимо активизировать работу по передаче в аренду лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.
230. При этом необходимо учитывать острую конкурентную ситуацию в Балтийском регионе Европы. Калининградской области предстоит делать ставку на поиск и разработку новых туристических продуктов на лесной территории, привлекательных для серьезных инвесторов. Достижение в перспективе к 2018 году высокого уровня развития туристической инфраструктуры, а также относительная дешевизна услуг дадут Калининградской области возможность переориентировать на себя значительный поток туристов и инвестиций, обеспечив конкурентоспособность в этой области на европейском рынке.
231. Туристическо-рекреационный комплекс может в случае реализации благоприятного сценария инициировать развитие ряда смежных отраслей экономики, изменить ситуацию на рынке недвижимости и, как следствие, положительно повлиять на сложившийся рынок труда.
232. В перспективе с учетом увеличения мест размещения более чем в 3 раза (как минимум до 60 тыс. человек) Калининградская область сможет принимать не менее 1,2 млн. туристов в год, а далее и до 3-4 млн. человек в год. Для целей развития рекреационной деятельности выполнено зонирование лесного фонда Калининградской области, где отражено фактическое освоение и выделена перспективная (1-я очередь) зона планируемого освоения лесов для этих целей на площади 38,5 тыс. га.
233. Распределение площади лесов на зоны планируемого освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности (1-я очередь) по лесничествам представлено в таблице 70.