Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, снижающих социально-экономический потенциал развития страны.
На сегодняшний день одной из главных проблем остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. До сих пор не проведено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Начатые работы по инвентаризации земель не завершены, не проведена кадастровая оценка земель в полном объеме, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение землей и иными объектами недвижимости осуществляются раздельно. Земельные участки не являются средствами обеспечения финансовых (ипотечных) кредитов. Как следствие, земельные участки и иная недвижимость не используются как полноценный актив, что снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий, их учета и оценки.
Решение этих проблем планируется в рамках Программы и дает возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в собственности Российской Федерации, Калининградской области как субъекта Российской Федерации и собственности муниципальных образований.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.
Комплексность мероприятий не позволяет реализовать их в полном объеме в рамках отдельного ведомства. Ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требует четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, бюджета Калининградской области и местных бюджетов. С этой целью в Программе выделена группа мероприятий, объединенных в Подпрограмму "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской области". В Подпрограмму входят мероприятия, направленные на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Калининградской области как субъекта РФ и муниципальных образований Калининградской области на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.
Важным обстоятельством является и тот факт, что настоящая Программа, охватывая сферу государственного земельного кадастра как единую систему государственного учета объектов недвижимости, координируется с Федеральной программой поэтапного развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".