По данным Государственного комитета по статистике, на территории Калининградской области по состоянию на 1.01.2001 г. проживает 943,3 тысяч человек, общая площадь жилищного фонда составляет 17,8 млн. квадратных метров, или 63758 жилых строений. Из них 4530 строений являются ветхими и аварийными, что составляет 6,4%.
По видам собственности жилищный фонд области соотносится следующим образом (Приложение 1):
- в частной собственности - 10,5 млн. кв. метров, то есть - 59,0%;
- в муниципальной собственности - 6,1 млн. кв. метров, то есть - 34,3%;
- в государственной собственности - 0,9 млн. кв. метров, то есть - 5,0%;
- в общественном жилищном фонде и жилфонде смешанной формы собственности - 0,3 млн. кв. метров, то есть - 1,7% от общего количества жилья.
По техническому состоянию отнесены к ветхому и аварийному жилищному фонду муниципальной и государственной форм собственности 771,3 тыс. кв. метров, где проживает 69920 человека# (Приложение 2).
Из общего количества жилых строений:
- 388 зданий признаны аварийными;
- 4142 домов являются ветхими.
Размер ветхого и аварийного жилищного фонда определен на основании оперативных данных муниципальных образований и статистических данных Калининградского областного комитета государственной статистики области (Приложения 3, 4).
Для переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья требуется около 823,6 тыс. кв. метров жилой площади (Приложение 5).
За последние 10 лет в целом по области произошли следующие изменения в жилищной сфере:
- жилищный фонд области увеличился на 3 млн. кв. метров общей площади;
- возросла доля жилья, находящегося в частной собственности с 14% в 1990 году до 59% в 2001 году;
- снизилась доля государственного (ведомственного) жилищного фонда по отношению к общей площади всего жилищного фонда области с 38% в 1990 году до 5% в 2001 году.
За последние 9 лет наметилась устойчивая тенденция роста ветхого жилищного фонда региона (Приложение 6).
Данный процесс связан с рядом объективных факторов, а именно:
- естественным старением и ветшанием жилищного фонда;
- ненадлежащим техническим обслуживанием и отсутствием постоянного поддерживающего текущего ремонта;
- фактическим отсутствием капитальных плановых ремонтов;
- наметившейся тенденцией увеличения доли муниципального жилищного фонда за счет муниципализации ведомственного жилищного фонда и жилищного фонда федеральной собственности, так как предыдущие балансодержатели передаваемого жилфонда под различными предлогами не признавали его ветхим и аварийным.
Проведенный анализ состояния жилищного фонда Калининградской области показывает необходимость оперативных и кардинальных изменений в его нормативном правовом обеспечении, техническом обслуживании, эксплуатации и ремонтах.