Действующий

О целевой Программе Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2013 годы"

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, РАЗВИТИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СЕТИ ОБЩЕВРАЧЕБНЫХ ПРАКТИК, МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


186. Работа в системе одноканального подушевого финансирования позволила выявить зоны неэффективности в деятельности как работников, так и структурных подразделений и лечебных учреждений в целом. Это потребовало принятия своевременных организационных решений, направленных на увеличение эффективности деятельности учреждений здравоохранения, как в части оптимизации структуры и штатов, так и в части реорганизации.

187. Так, в новой модели финансирования достаточно ощутимо возросла активность деятельности первичного звена здравоохранения - объемы оказываемой амбулаторно-поликлинической помощи возросли с 6,68 посещения на 1 жителя в год в 2005 году до 7,37 в 2009 году.

188. Вследствие усиления профилактической направленности деятельности поликлиник и их диагностического потенциала, нацеленности на раннюю и своевременную диагностику заболеваний, организации службы неотложной медицинской помощи удалось добиться сокращения уровня госпитализаций на койку круглосуточного стационара с 18,1 до 17,2 на 100 человек населения.

189. В 2011-2012 годах планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 9,44 посещения на 1 жителя Калининградской области за счет:

1) увеличения посещений населением организаций здравоохранения с профилактической целью до 20%;

2) улучшения работы участковой службы с учетом ведения "Паспорта врачебного участка", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года N 255;

3) роста патронажных посещений до 25%;

4) роста активных посещений до 20%;

5) развития стационарозамещающих организационных форм;

6) внедрения новых видов медицинского (сестринского) ухода на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

7) распространения выездных форм работы областных учреждений;

8) совершенствования организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

9) увеличения процента охвата медицинскими осмотрами (предварительными, периодическими) лиц декретированных профессий, льготных категорий граждан, процента дополнительной диспансеризации работающего населения.

190. С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

191. Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории Калининградской области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

192. Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, прием врачей-специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющими в составе смотровой кабинет, кабинеты флюорографии, рентгенографии, электрокардиографии, школы здоровья, отделения медико-социальной помощи, лабораторной диагностики, центры здоровья, дневные стационары и отделения неотложной помощи. Состав врачей-специалистов будет определен исходя из структуры заболеваемости населения.

193. Второй уровень представлен межтерриториальными амбулаторными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межрайонных центрах будут широко применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования.

194. Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлениям из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения осуществляют организационно-методическую функцию.

195. Представленная модель обеспечивает повышение доступности и качества медицинской помощи населению Калининградской области.

196. Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

197. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров на третьем уровне позволяет значительно активизировать профилактическую работу, в том числе деятельность центров здоровья.

198. Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания диагностических исследований и приема врача.

199. С 2009 года во всех поликлиниках Калининградской области прием и обслуживание вызовов на дом осуществляются с 8:00 до 20:00 дежурными врачами или специалистами созданных отделений неотложной помощи. Четко организовано взаимодействие поликлиник со службой скорой помощи. Диспетчерами муниципального учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" города Калининграда проводится переадресация вызовов в поликлиники, если пациент нуждается в оказании неотложной помощи.

200. Повсеместно это будет организовано при работе единой диспетчерской службы в полном объеме. В настоящее время эта система отрабатывается в трех пилотных районах Калининградской области.

201. С целью повышения доступности стационарной помощи для жителей, прикрепленных к лечебно-профилактическим учреждениям, и снижения объемов круглосуточной стационарной помощи в амбулаторных медицинских учреждениях продолжит свое развитие внедрение стационарозамещающих технологий - дневных стационаров, стационаров на дому, что также увеличит объемы амбулаторной помощи населению. Развитие дневных стационаров и приближение их к населению позволят уменьшить потоки госпитализации в круглосуточные стационары, что повысит эффективность их работы.

202. В 2009 году в поликлиниках взрослой сети Калининградской области имелось 1027 мест дневного стационара, в круглосуточных стационарах - 401 место. К 2012 году планируется иметь в поликлиниках 1050 мест дневного стационара, в круглосуточных стационарах - 407 мест.

203. В рамках Программы совершенствование оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе будет осуществляться по пути дальнейшего развития общеврачебных практик, обеспечения профилактической направленности здравоохранения, перевода части объемов неотложной медицинской помощи со скорой медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап.

204. Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых заболеваний, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.