1. Территориальная служба "Медицина катастроф" (ТСМК) Калининградской области является приоритетной частью подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РС ЧС) области создана в целях реорганизации медицинской службы гражданской обороны области и приведения ее в соответствие с требованиями Российской службы экстренной медицинской помощи в ЧС и в соответствии с "Положением о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РС ЧС) ", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261, постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июня 1990 года "О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях", одноименным приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 11 июля 1990 года N 115 и "Временными рекомендациями по организации и функционированию Российской службы ЭМП в ЧС" (декабрь 1991 года, Минздрав Российской Федерации).
2. ТСМК - государственная служба в системе здравоохранения России, взаимодействующая с ведомственными медицинскими службами, спасательными формированиями, Всероссийским научно-практическим центром "Медицина катастроф" Минздрава РФ и Центром "Защита" Минздрава РФ как при заблаговременной подготовке народного хозяйства к ЧС, так и при ликвидации медицинских последствий их в мирное и военное время.
3. ТСМК - гибкая функциональная система, позволяющая здравоохранению в кратчайшие сроки перейти от режима повседневной работы, в основе которой лежит принцип индивидуального оказания медицинской помощи ("врач-больной") в режим чрезвычайной ситуации, то есть режим массовой медицины ("врач-контингент больных"). В связи с этим ТСМК объединяет не только специально создаваемые на случай ЧС формирования, но и учреждения и структуры, работающие по оказанию медицинской помощи в повседневной жизни, а также предназначенные для функционирования в военное время.
4. Основными задачами ТСМК являются:
4.1. Снижение числа безвозвратных потерь среди населения в очаге бедствия (ЧС), а также при внезапном нападении противника.
4.2. Своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим на этапах медицинской эвакуации и первичная профилактика инвалидности.
4.3. Снижение психоэмоционального воздействия катастроф на население, вовлеченное в ЧС, и его ранняя реабилитация.
4.4.Обеспечение санитарного благополучия населения в районе ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
4.5. Сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации последствий ЧС и его медицинская реабилитация, а также оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений.
4.6. Проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинское освидетельствование пострадавших для определения степени тяжести поражения (ранения) и прогноза трудоспособности.
4.7. Оказание экстренной консультативной квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению области в повседневных условиях.
5. Способы и пути реализации задач ТСКМ области:
5.1. Создание органов управления, формирований и материально-технических резервов ТСМК на основе прогнозирования вероятной медико-тактической обстановки (МТО) как следствия аварий, катастроф, стихийных бедствий.
5.2. Планирование развития сил и средств ТСМК с учетом состояния здравоохранения области и взаимодействия с медицинскими службами других министерств и ведомств, а также с другими службами РС ЧС.
5.3. Проведение плановой организационно-мобилизационной работы по подготовке к функционированию ТСМК и здравоохранения области в целом в особый период и военное время.
5.4. Поддержание постоянной готовности к действию сил и средств ТСМК, что обеспечивается:
обучением руководящего состава здравоохранения области организации медицинской помощи пострадавшим в ЧС на принципах военно-медицинской доктрины, а также персонала формирований службы оказания экстренной медицинской помощи с использованием новейших медицинских технологий и принципов военно-полевой хирургии и терапии в ЧС;
учетом и контролем за накоплением, хранением и освежением медико-санитарного и специального имущества службы;
контролем за готовностью учреждений и формирований службы к действиям в условиях ЧС.
5.5. Организация подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в порядке само- и взаимопомощи и обучения различных групп населения правилам поведения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
5.6. Автоматизация и информация всех структур ТСМК.
5.7. Развитие международного сотрудничества с сопредельными и другими странами по вопросам обмена опытом, информацией и практической взаимопомощи.
6. В состав территориальной службы "Медицина катастроф" области входят:
органы научно-методического руководства - Всероссийский научно-практический центр "Медицина катастроф" МЗ РФ и Центр "Защита" МЗ РФ;
руководящий орган - Комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации области и управление здравоохранения администрации области (УЗАО), начальник ТСМК области - начальник УЗАО, член КЧС АО;
орган повседневного управления - отдел "Медицина катастроф" УЗАО;
орган оперативного управления при ликвидации медицинских последствий ЧС - Штаб по ликвидации медицинских последствий ЧС (Штаб ЧС) УЗАО;
информационно-управляющая система, состоящая из: