Действующий

О целевой Программе Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов"

Глава 4. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ


15. Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) при всей ее концептуальной прогрессивности имеет ряд изъянов, преодоление которых требует изменений самой ее модели.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления между страховщиками конкуренции, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизацию размещения заказов среди медицинских организаций. Население практически не может выбрать страховщика, а сами страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованным.

Вместе с тем, определенное совершенствование действующей модели ОМС может быть осуществлено на уровне Калининградской области в рамках действующего законодательства. Так, с 2004 года в области полностью централизована уплата страховых взносов на ОМС неработающего населения, что позволило ликвидировать задолженность органов исполнительной власти Калининградской области перед территориальным фондом ОМС по уплате страховых взносов. Шесть муниципальных лечебных учреждений финансируются в системе ОМС по "подушевому" нормативу, что стимулирует их к более рациональному использованию финансовых средств и оптимизации структуры, с 1 июля 2006 года областные лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, переведены на одноканальное финансирование.

Является вполне преодолимой проблема несбалансированности финансовых ресурсов Программы ОМС с объемами медицинской помощи, подлежащей предоставлению населению на бесплатной основе.

В 2006 году система ОМС аккумулирует лишь 45,4% объема финансирования Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, поскольку расчет Программы осуществляется исходя из затрат лечебно-профилактических учреждений по 5 статьям расходов (медикаменты, питание, мягкий инвентарь, заработная плата и начисления на фонд оплаты труда), в то время как расходы на содержание учреждений (капитальный и текущий ремонты, коммунальные услуги, приобретение оборудования и прочие) являются расходными обязательствами собственника учреждения здравоохранения.

Такая многоканальность финансирования нередко приводит к тому, что отдельные статьи расходов лечебно-профилактических учреждений покрываются одновременно из нескольких источников финансирования. Это создает у учреждений заинтересованность в затратном хозяйствовании, а не в более эффективном использовании ресурсов. При этом введение одноканальной системы финансирования позволит в наиболее полной мере осуществить переход системы финансирования здравоохранения от принципа финансирования учреждений к страховым принципам оплаты медицинских услуг, что будет содействовать формированию конкурентной среды в здравоохранении. Конечной же целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

С 1 января 2007 года все медицинские учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, переведены на одноканальную систему финансирования.