Недействующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы

5.1.1. Реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса


Анализ финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней, бюджетные организации, другие потребители, при этом в меньшей степени - население. Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Поэтому первые меры по финансовому и экономическому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса должны быть связаны с решениями по существующим долгам.

Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и определить реальные и жесткие сроки ее ликвидации. Для решения этой проблемы необходимо:

- на уровне Правительства Российской Федерации с участием администрации области и органов местного самоуправления разработать в течение 2002 года порядок реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе региона;

- на уровне администрации области и органов местного самоуправления провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определение размеров задолженности, признаваемой бюджетом и бюджетными организациями перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

- в соответствии с подходами Министерства финансов Российской Федерации разработать типовую методику и стандартные формы для унифицированного учета и контроля состояния кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса - счета, сметы и т.д.;

- после принятия порядка реструктуризации и ликвидации задолженности провести следующие мероприятия: частичное списание долгов и частичная реструктуризация задолженности.

Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.

Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий первого этапа реализации Программы и должна быть завершена до формирования бюджетов 2004 года.

Отдельного решения требует дебиторская задолженность населения. В ее составе отражается как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датой начисления и датой платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Если текущая задолженность - это актив предприятия (средства будут получены через некоторое время), то безнадежная представляет собой не что иное, как убыток. Как показывает практика, собираемость платежей населения не может составлять 100%: даже в развитых странах около 2-3% населения не платят за ЖКУ. Необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной практикой.

Необходимо отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального комплекса и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям большой энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги.

В рамках реализации Программы будут подготовлены методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, что позволит сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с задолженностью населения перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.