--------------------T-----------------T-----------------T--------------¬
¦ Субъекты ¦ Собственник ¦ Управляющие ¦ Организации- ¦
¦ ¦ (орган местного ¦ компании ¦ подрядчики ¦
¦ Функции ¦ самоуправления) ¦ (МУ, ТСЖ и др.) ¦ (МУПы и др.) ¦
+-------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦ Собственника ¦ ХХХХХХХХХХХ ¦ ¦ ¦
¦ (администрации МО)¦ ХХХХХХХХХХХ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦ Управления ¦ ¦ ХХХХХХХХХХХХ ¦ ¦
+-------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦ Обслуживания ¦ ¦ ¦ ХХХХХХХХХХХХ ¦
L-------------------+-----------------+-----------------+---------------
В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею.
За десять лет экономических реформ государственная и муниципальная собственность на средства производства, по существу, перестала быть объектом отраслевого управления. В ЖКХ особенно интенсивно эти процессы начали происходить в рамках реализации Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности на федеральную, государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". В настоящее время практически вся недвижимость ЖКХ является муниципальной собственностью. Поэтому огромная роль в реформировании этой сферы отводится органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как собственники объектов ЖКХ, обязаны сформировать на территории муниципального образования единую социальную и финансовую политику в сфере ЖКХ.
Ключевой проблемой этого этапа является совершенствование договорных отношений и финансового механизма, в частности: сбор коммунальных платежей, предоставление субсидий и льгот. В настоящее время службы субсидий создаются отдельно, но в своей работе используют единую городскую базу данных по жилищному фонду, квартиросъемщикам, льготам, т.е. практически все те данные, которые используются для расчета стоимости жилья и коммунальных услуг. Разработка и внедрение единой системы сбора жилищно-коммунальных платежей населения и предоставления субсидий позволит снизить издержки бюджета на существование двух служб и автоматизировать процесс, что, в свою очередь, оптимизирует сам процесс сбора по времени и объемам. Целесообразно расчетные счета всех участников процесса обслуживания населения сконцентрировать в одном банке, а сбор платежей с населения за жилье и коммунальные услуги должна осуществлять муниципальная Управляющая компания через сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) с ведением унифицированного расчетно-платежного документа.
Принципиальным моментом в подходе к организации Управляющей компании является понимание ее как субъекта рыночных отношений. При этом ее организационно-правовая форма может быть любой, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. На этапе формирующихся экономических отношений в сфере ЖКХ с целью разрушения монополизма и развития договорных отношений в этой сфере наиболее эффективной организационно-правовой формой для Управляющей компании является МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
От квалифицированного подхода к разграничению функций в сфере ЖКХ на местах фактически зависит ход реформы в регионе. Особенно в г. Калининграде, так как региональные показатели хода реформы прямо зависят от этого муниципального образования. К сожалению, в ряде муниципальных образований области управление ЖКХ находится на уровне 1993 года и не соответствует современным требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и в соответствии с заключенным договором вправе возложить на уполномоченный казначейством банк следующие функции:
- кассовое исполнение местного бюджета;
- кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
- размещение (инвестирование) остатков средств местного бюджета путем покупки государственных ссуд и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
- размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии и на условиях договора.
В соответствии с этим целесообразно привлечь в качестве муниципального банка какой-либо из работающих в городе банков, сконцентрировать расчетные счета всех предприятий жилищно-коммунального хозяйства в этом банке, использовать его возможности в части извлечения доходов от этих средств ЖКХ на нужды реформы.
Основные фонды сферы жилищно-коммунального хозяйства целесообразно подразделять на три группы:
1. Жилищный фонд;
2. Технологические фонды;
3. Производственные фонды.