Недействующий

Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы

5.1.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг


Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий жилищно-коммунального комплекса достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению достаточного уровня финансирования, являются:

- постепенный, с обеспечением мер социальной защиты и помощи государства, переход на 100-процентную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;

- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

- переориентация нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на цели модернизации и развития;

- упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на цели модернизации и развития.

При этом предполагается, что уровень собираемости платежей населения будет устойчиво сохраняться на уровне 95-97%, что соответствует уровню, уже сегодня достигнутому во многих городах Российской Федерации. В регионе по состоянию на 1 января текущего года уровень собираемости составляет 85,3%.

Достаточность финансового обеспечения на оплату жилищно-коммунальных услуг будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен работ всех участников цепочки предоставления услуги. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.

Необходимо проведение независимых комплексных аудитов и экспертиз (за счет средств бюджетов) деятельности предприятий коммунального хозяйства - естественных локальных монополистов с целью выявления нерациональных затрат в структуре тарифов и оптимизации расходов предприятий.

Для обеспечения достаточности финансирования жилищно-коммунальных услуг следует предусмотреть нормирование убытков от недобора платежей с населения, которое должно учитываться при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также дать право жилищно-коммунальным предприятиям списывать просроченную безнадежную дебиторскую задолженность по платежам населения. Например, в реалиях сегодняшнего жилищно-коммунального хозяйства норматив убытков от недобора жилищно-коммунальных платежей может быть 5-8 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных соглашений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.

Для перехода к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением предполагается внести изменения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Темпы и параметры перехода к 100-процентной оплате должны определяться Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации через утверждение Правительством Российской Федерации ежегодных федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, включая:

- федеральный стандарт социальной нормы площади жилья;

- федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в среднем по Российской Федерации и дифференцированно по субъектам Российской Федерации;

- федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;

- федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Соблюдение муниципальными образованиями федерального стандарта уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги будет также использоваться в качестве одного из критериев и условий распределения средств федерального, областного бюджетов, направляемых на цели модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса.

На 2002 год федеральные стандарты установлены Постановлением Правительства от 19 ноября 2001 г. N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год".

Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья должен рассчитываться с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг и включать в себя три составные части:

- стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда;

- стоимость капитального ремонта жилищного фонда;

- стоимость коммунальных услуг:

- теплоснабжения (включая топливо твердое и топливо печное бытовое);

- водоснабжения;

- канализации;

- газоснабжения;

- электроснабжения.

Данный стандарт ежегодно пересматривается, при этом изменение величины федерального стандарта на следующий бюджетный год осуществляется с учетом индекса роста потребительских цен, планируемого изменения цен на энергоносители, а также эффективности проведенных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в направлении снижения неэффективных затрат.

Начиная с 2002 года данный федеральный стандарт рассчитывается отдельно для Калининградской области и в 2002 году составляет 23,8 рублей.