По данным статистической отчетности, по состоянию на 1 января 2002 года жилищный фонд области составляет 17,6 млн. кв. м общей площади жилья, в том числе: 6,0 млн. кв. м - муниципальный жилищный фонд, 1,0 млн. кв. м - государственный, 10,1 млн. кв. м - частный, 0,6 млн. кв. м - в собственности общественных организаций.
91,4% жилищного фонда оборудовано водопроводом, 86,8% - канализацией, 77,3% - центральным отоплением, 74,0% - ванными, 68,3% - горячим водоснабжением. Газифицировано 94,0% жилищного фонда, 4,5% - оборудовано напольными электроплитами.
Обеспеченность жильем составляет 18,6 кв. м в расчете на 1 жителя области.
На договорной основе обслуживается 2,6 млн. кв. м общей площади жилья, в управлении служб заказчика различных организационно-правовых форм находится 10,4 млн. кв. метров жилья.
Муниципалитетами Багратионовского, Полесского, Черняховского районов, Балтийского и Светловского городских округов, городов Советска и Пионерского проведен 21 конкурс на ремонт и обслуживание жилья, в результате чего расходы предприятий ЖКХ на выполнение этих работ снижены на 5-8 процентов.
Заключено 34 договора подряда на предоставление коммунальных услуг, 294 - по содержанию муниципального жилищного фонда, в том числе 293 договора между управляющими организациями и подрядчиками. Введение договорных отношений на всех уровнях жилищно-коммунального хозяйства позволяет более рационально использовать поступающие денежные средства населения и муниципальных бюджетов, выполнять больший объем работ с более высоким их качеством.
Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства является поистине кризисным. Состояние жилищно-коммунального хозяйства региона характеризуется высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов (приложения 8-11).
По оценкам специалистов, системы жизнеобеспечения населенных пунктов Калининградской области значительно изношены, примерно четверть коммуникаций давно уже отслужили свой срок. Проведенная по методике Госстроя России инвентаризация систем коммунальной энергетики области показала, что источники тепловой энергии имеют суммарный физический износ 63%, выработали ресурс 452 котла; 40,6% систем коммунальной энергетики относятся к малонадежным и ненадежным, причем услугами этих систем пользуются более 345 тысяч человек. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. КПД таких котельных колеблется в пределах 20-40%.
Возрастают непроизводительные потери ресурсов. Так, в теплосетях энергопотери превышают 30%, утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по региону 25% от всей поданной воды. Перерасход электроэнергии для поддержания напора в "заросших" и прогнивших трубах исчисляется огромными суммами.
За последние годы многократно увеличилось количество аварий в сетях тепло- и водоснабжения. Аварийные ситуации на объектах инженерной инфраструктуры прямо связаны с большой их изношенностью. Так, тепловые сети имеют суммарный физический износ 72%, из них 263 км (почти треть) - ветхие, нуждаются в замене. Износ сетей водоснабжения достиг практически 100%. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений может привести к масштабным авариям, ущерб от которых значительно превысит затраты на их предотвращение.
В то же время планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонта и падению надежности.
Одна из серьезнейших проблем - крайне низкое количество и качество питьевой воды. В общем, подземные водозаборы городов и поселков Калининградской области не в полном объеме обеспечивают потребителей питьевой водой. Эксплуатация энергоемкого, морально и физически устаревшего оборудования водозаборов приводит к большим потерям энергоресурсов. Реконструкции подлежат более 90% водозаборов региона. Традиционно применяемые технологии обработки воды в 70% случаев не обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. По этим причинам требуется повсеместная реконструкция старых и строительство новых станций обезжелезивания и обеззараживания.
В области функционируют 20 централизованных систем канализации. Однако только в 3 городах курортной зоны - Светлогорске, Пионерском, Зеленоградске и г. Краснознаменске сточные воды подвергаются полной биологической очистке. В остальных населенных пунктах области очистные канализационные сооружения довоенной постройки, физически и морально устаревшие, перегружены и не обеспечивают должной очистки.
Российской Федерацией приняты международные обязательства, в частности, "Конвенции о защите морской среды района Балтийского моря" 1974 и 1992 годов, по которым должны быть приняты меры по прекращению сброса неочищенных промышленных и коммунальных стоков в Балтийское море. Уже в 2002 году невыполнение этих обязательств может повлечь за собой применение штрафных санкций. В настоящее время проводится работа по началу реализации "Проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда" общей стоимостью 56,7 млн. долларов США с участием международных организаций. Необходимо дальнейшее осуществление проектов строительства новых и модернизации существующих инженерных систем водоотведения для выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Решение этих проблем требует поддержки федеральных органов исполнительной власти. Программой предусматривается строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений суммарной производительностью 1009,8 тыс. куб. м/сутки, в том числе 480,7 тыс. куб. м/сутки - в период до 2005 года. Общая стоимость работ оценивается в 2,5 млрд. рублей. Это позволит полностью прекратить сброс неочищенных сточных вод в Балтийское море.
Анализ сложившегося положения жилищно-коммунального хозяйства в Калининградской области показывает, что в области в целом имеют место все негативные факторы и тенденции, которые характерны для жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как отрасли, находящейся в состоянии реформирования при нестабильной экономике.
В начале периода экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) была передана в муниципальную собственность. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы произошла в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку процесс либерализации цен не в полной мере отразился на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, вследствие чего не создавались механизмы, гарантирующие достаточность ресурсов муниципальных бюджетов по выполнению своих обязательств по дотированию предприятий жилищно-коммунального комплекса в части, не покрываемой платежами потребителей. Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. К настоящему времени население области исходя из установленных ставок и тарифов оплачивает около 65% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом начисления льгот и субсидий - около 41% .
В свою очередь, сохранение бюджетности финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне выразилось в резком увеличении уровня износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в муниципальных образованиях - получателях финансовой помощи.
Одной из проблем федерального уровня для ЖКХ региона является финансирование отрасли из федерального бюджета на покрытие разницы в тарифах. Финансирование отрасли производится на основании федеральных стандартов полной стоимости услуг для Калининградской области.
Фактическая величина затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в области ввиду значительных цен на топливо, электроэнергию и др. составляющие себестоимости, в последние годы значительно превышала федеральный стандарт. Так, в 2000 году величина затрат в Калининградской области сложилась в размере 19 рублей в расчете на 1 кв. м общей площади жилья (федеральный стандарт - 12,7 руб.), в результате такого положения область недополучила средств из федерального бюджета в размере 332 млн. рублей.
По состоянию на 1 сентября 2001 года фактически сложившаяся стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц составила 22,58 рублей (федеральный стандарт - 14,1 руб.). За счет этого область в 2001 году недополучила из федерального бюджета 354 млн. рублей.