Вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства в стране является важнейшим вопросом социальной и экономической политики в настоящее время. Реформа должна улучшить состояние жилищного фонда, качество обслуживания населения, защитить его законные права и интересы, повысить эффективность отрасли в целом и обеспечить переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг ЖКУ потребителями, в том числе и населением.
Реформирование отрасли предусматривает переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, но при этом будут разработаны механизмы социальной защиты малоимущих слоев населения и снижения необоснованных затрат в ЖКХ, т.е. снижения тарифов оплаты за ЖКУ, при этом будет учитываться платежеспособность населения. Расходы, связанные с оплатой за ЖКУ, не должны по окончании реформы превышать 22% от совокупного дохода семьи. Следовательно, категориям граждан с низким уровнем дохода будут начисляться субсидии.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" была разработана и утверждена в 1997 г. "Программа реформирования жилищно- коммунального хозяйства в Калининградской области".
Основными задачами Программы реформирования были:
- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона;
- развитие конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений;
- совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и социальной защиты, упорядочение системы льгот.
Итоги выполнения вышеперечисленных задач в разрезе муниципальных образований сведены в таблицу (приложение 1).
Анализ реформы ЖКХ в регионе показывает, что реформа, проводимая муниципальными образованиями, заключается в создании отдельных элементов преобразований в ЖКХ, а коренного реформирования не происходит.
Вышеперечисленные проблемы приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывает негативное отношение со стороны населения, а процесс формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги из экономически обоснованного превратился в политический.
Органы местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за ЖКУ. При этом в сфере ЖКХ никаких преобразований и мероприятий с целью снижения себестоимости ЖКУ и выявлению необоснованных затрат в ЖКХ и, как следствие этого, приводящих к снижению тарифов, не проводят.
При этом неэффективно работает система по социальной защите населения при оплате коммунальных услуг.
Одним из важнейших и ключевых условий формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является реструктуризация управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью, т.е. создание "Службы заказчика" (муниципальной управляющей компании) как субъекта рыночной экономики по управлению муниципальными объектами ЖКХ.
Проведенный анализ реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, по данным статистического отчета формы N 22 ЖКХ (реформа) срочная за 2000-2001 годы, показал имеющиеся положительные тенденции, выразившиеся в следующем.
Реструктуризация управления жилищно-коммунальной собственностью идет в направлении, определенном нормативными документами по реформированию отрасли. За последний год на территории еще семи муниципальных образований созданы организации с функциями управления жилищно-коммунальным хозяйством (Багратионовск, Гусев, Неман, Нестеров, Зеленоградск, Озерск, Правдинск). Таким образом, на 01.01.2002 управляющие компании действовали на территории 13 из 22 муниципальных образований. В их управлении находится 10,4 млн. кв. метров жилья (59,1%). Претерпевает изменения и структура организационно- правовых форм этих организаций - доля учреждений выросла до 57% при снижении доли отделов, управлений в составе администраций муниципальных образований с 67 до 17%.
В 2001 году заключено 294 договора подряда по содержанию муниципального жилищного фонда. Продолжает расти площадь жилищного фонда, обслуживаемого на договорной основе. Прирост за 2001 год составляет 437 тыс. кв. метров жилья. В то же время уровень договорных отношений с населением продолжает оставаться недостаточным - всего 15% от общего числа нанимателей имеют договоры найма занимаемых помещений.
В регионе незначительными темпами, но продолжается рост новых форм самоорганизации жителей в вопросах управления жильем. В области действует 8 товариществ собственников жилья (ТСЖ) и 53 ЖСК, ЖК, МЖК. Приоритетным путем создания ТСЖ продолжает оставаться их организация во вновь построенном жилье (за истекший год организовано 6 ТСЖ в домах-новостройках). При этом общая площадь жилья, обслуживаемого ТСЖ, выросла практически в 2 раза.
Расчетно-кассовые центры, призванные не только аккумулировать платежи потребителей, но и обеспечивать прозрачность их начисления, а также отражение в счетах предоставленных льгот и субсидий, действуют в 9 муниципальных образованиях (Калининград, Зеленоградск, Краснознаменск, Правдинск, Светлый, Славск, Советск, Черняховск, Пионерский). Всего в области функционирует 15 РКЦ и их отделений, что на 67% больше, чем в 2000 году.
Предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства занимаются 137 организаций различных форм собственности: 114 муниципальных, 4 государственных, 12 частных, 7 организаций смешанной формы собственности.
Вместе с тем следует отметить, что созданные службы Заказчика далеко не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи. В основном это объясняется отсутствием необходимой квалификации и опыта работы у сотрудников, отсутствием информации по нормативно-правовой базе, а иногда - не совсем верным подходом при выборе форм и методов организации их деятельности.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разграничение функций собственника, управления, обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне в соответствии с концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, в настоящее время в полном объеме не приняты ни в одном муниципальном образовании.
В некоторых муниципальных образованиях формально функции службы Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к совмещению ими функций заказчика и подрядчика по выполняемой ими производственной деятельности, и тем самым нарушается суть реформирования ЖКХ.
В отдельных муниципальных образованиях функции собственника и заказчика выполняют структурные подразделения органа местного самоуправления. Это нарушает принцип рыночных отношений - разделения этих функций, так как нет возможности перейти к договорным отношениям в ЖКХ, а следовательно, создания условий для конкуренции и инвестиций.