14. Калининградская область - самый западный субъект Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. км, население - 937,4 тыс. человек (на начало 2008 года). Область отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами. Калининградская область занимает выгодное экономико-географическое положение, определяющееся:
1) близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
2) близостью к трансевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;
3) климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;
4) наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.
Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90% его мировых запасов.
В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов Российской Федерации в Балтийском регионе и в Европе в целом.
15. Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровня рождаемости и снижением уровня смертности. Естественная убыль населения в 2007 году составила 4,5 человека на 1 тыс. населения. На 1 тыс. населения области в 2007 году родилось 10,9 человека (в 2006 году - 9,3 человека), умерло 15,4 человека (в 2006 году - 16,5 человека). Число умерших превысило число родившихся в 1,4 раза, несмотря на то, что общее число родившихся постоянно возрастает. Остаются высокими показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.
16. В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень обучения, нарастает тенденция развития платных форм обучения, особенно в высшем и несколько меньше в среднем специальном образовании, за счет чего обеспечивается все большая доля финансирования учреждений. Сеть учреждений образования, особенно в сельской местности, требует оптимизации. Наполняемость в классах учащихся городских школ составляет 23,9 учащегося, а в сельских - 14 учащихся при нормативе 25 учащихся. Охват детей дошкольными учреждениями в последние годы увеличивался и в 2006 году составил более 64,5%.
17. Инфраструктура здравоохранения области представлена следующими показателями. На начало 2008 года в области функционировало 84 государственных и муниципальных учреждения здравоохранения. Число посещений на одного жителя в год составило 6,9, по России - 9,2. В больничных учреждениях на 10 тыс. чел. приходится 82,2 койки против 94,9 по Российской Федерации. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила, соответственно, 31,4 и 70,4 против 43,3 и 94,9 по Российской Федерации.
18. Жилищный фонд в области по состоянию на 1 января 2008 года составил 19,9 млн. кв. м. Значительная часть жилых зданий и инженерных коммуникаций имеет превышение нормативных сроков эксплуатации. Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5-8% их необходимого количества. Растет износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижаются надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
19. Правительством Калининградской области накоплен существенный опыт реализации программных мероприятий, привлечения внебюджетных средств, достигнут приемлемый уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики, что позволяет существенно снизить риски реализации Программы.
Первоначальный анализ системы программных мероприятий проводился для двух сценариев развития экономики страны на среднесрочную перспективу, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации. В основу разработки данной Программы был положен наиболее вероятный сценарий развития экономики как в большей степени отвечающий решению задачи по удвоению валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и предусматривающий проведение структурных преобразований экономики, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической деятельности. Тенденции развития страны по оптимистическому сценарию развития подтверждаются динамикой отчетных экономических показателей за последние годы. Социально-экономическое развитие Калининградской области как опорного региона России в Европе должно как минимум соответствовать темпам социально-экономического развития России.
Потребности в модернизации и развитии социальной и экономической инфраструктуры рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста ВВП, объемов производства.
Для определения потребностей в модернизации и развитии инженерной и социальной инфраструктуры и прогнозных параметров функционирования экономики рассматривались два варианта развития социально-экономической ситуации в Калининградской области для целей данной Программы:
1) инерционный вариант предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования экономики и социальной сферы Калининградской области, недостаточные объемы работ по развитию социальной и экономической инфраструктуры, осуществление строительства и реконструкции только отдельных приоритетных незавершенных объектов;
2) активный вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения поставленных целей Программы, путем концентрации ресурсов на важнейших для экономики страны и области проектах модернизации и развития областных и муниципальных инфраструктурных объектов, завершение начатых и запуск новых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной и экономической инфраструктуры области, отвечающей интересам населения и экономики страны и области, что позволит обеспечить условия для достижения необходимых социально-экономических показателей за счет увеличения производства товаров и услуг, ориентированных на зарубежные рынки, а также повышения качества жизни населения области.
Реализация активного варианта развития Калининградской области предусматривает выполнение мероприятий Программы в полном объеме. Для этого варианта выполнена оценка эффективности мероприятий, социально-экономических и экологических последствий.