АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2002 года N 151
О Концепции по осуществлению органами исполнительной власти Калининградской области полномочий по управлению госу- дарственным имуществом
<Утратил силу: постановление Правительства Калининградской области от 01 апреля 2010 года N 161>
В целях повышения эффективности управления государственной собственностью Калининградской области, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области и Законом Калининградской области "О государственной собственности Калининградской области" администрация Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию по осуществлению органами исполнительной власти Калининградской области полномочий по управлению государственным имуществом согласно приложению.
2. Руководителям органов исполнительной власти Калининградской области в месячный срок представить в комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области (Мезинцеву Е.И.) предложения по реализации Концепции по осуществлению органами исполнительной власти Калининградской области полномочий по управлению государственным имуществом.
3. Комитету по управлению государственным имуществом
Калининградской области (Мезинцеву Е.И.) в двухмесячный срок подготовить и представить на утверждение в администрацию области план мероприятий по реализации Концепции по осуществлению органами исполнительной власти Калининградской области полномочий по управлению государственным имуществом.
4. Комитету по информации, печати и связям с общественностью администрации области (Корецкому А.С.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Главное контрольное управление администрации области (Литвина В.В.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации
(губернатор) области В.Г. Егоров
Приложение
к постановлению администрации Калининградской области
от 11 апреля 2002 года N 151
Настоящая Концепция разработана в соответствии со статьями 44, 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 1, 9 Закона Калининградской области "О государственной собственности Калининградской области" и определяет основные цели, задачи и принципы деятельности исполнительных органов государственной власти Калининградской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области.
Разработка и принятие Концепции призваны обеспечить повышение эффективности управления государственным имуществом, усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, реализацию на территории области единой государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
Предметом рассмотрения настоящей Концепции является управление и распоряжение государственным имуществом Калининградской области, включая совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Калининградской области (далее именуются - унитарные предприятия) на праве хозяйственного ведения и за государственными учреждениями (далее именуются - учреждения) на праве оперативного управления , государственной казны Калининградской области, а также имущественных прав, вытекающих из участия Калининградской области в коммерческих и некоммерческих организациях.
Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Калининградской области, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
1. Цели, задачи и принципы управления органов исполнительной власти области государственным имуществом Калининградской области
Политика органов исполнительной власти области, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику региона;
- повышение конкурентоспособности государственных предприятий, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- осуществить полную инвентаризацию объектов государственной собственности, их учет и оформление прав на них;
- осуществить детальную правовую регламентацию процессов
управления объектами государственной собственности с использованием
всех современных методов и финансовых инструментов;
- оптимизировать количество объектов и классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- определить цели государственного управления по каждому объекту;
- обеспечить права Калининградской области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечить контроль за использованием и сохранностью
государственного имущества Калининградской области и деятельностью
лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
- возложить на органы исполнительной власти области,
осуществляющие координацию и регулирование в соответствующих отраслях (сферах управления) (далее - отраслевые органы исполнительной власти области), контроль за достижением соответствующими унитарными предприятиями и учреждениями целей и задач, для осуществления которых они были созданы.
В основу Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных выше целей и решение вытекающих из них задач, а именно:
- определение цели управления - применительно к каждому объекту государственной собственности должна быть определена и зафиксирована цель управления. Перечень целей управления применительно к управлению различными видами объектов должен быть определен соответствующими правовыми актами;
- выбор способа достижения цели - способ достижения цели определяется в рамках установленной процедуры назначения управляющего (руководителя). Ответственность за осуществление определенного способа достижения цели возлагается на управляющего (руководителя);
- построение системы управления - обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация принятия управленческих решений органами исполнительной власти области, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, представление отчетности управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов исполнительной власти области должны быть регламентированы соответствующими правовыми актами;
- обеспечение эффективности управления - достижение цели управления ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный приоритет должен являться обязательным при оценке деятельности органов исполнительной власти области и управляющих в сфере управления государственным имуществом;
- обеспечение профессионализма управления путем создания системы аттестации управляющих.
Принципы управления, а также механизм их реализации
конкретизируются в Концепции применительно к различным объектам
управления (унитарные предприятия, учреждения, акции (доли)
Калининградской области в уставных капиталах негосударственных коммерческих организаций).
2. Управление государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями
В Калининградской области имеется 45 областных унитарных предприятии и 72 областных государственных учреждения.
Цели управления унитарными предприятиями и учреждениями со стороны органов исполнительной власти области заключаются в следующем:
- повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
- оптимизация количества унитарных предприятий и учреждений;
- создание системы экономического мониторинга и усиление контроля деятельности унитарных предприятий и учреждений;
- погашение унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности , прежде всего по налогам, обязательным платежам и заработной плате,
- увеличение поступлений в областной бюджет от использования государственного имущества за счет перечисления части прибыли унитарных предприятий;
- снижение расходов областного бюджета на содержание учреждений.
Реализация указанных выше целей предполагает выполнение следующих задач:
а) определение круга и количества унитарных предприятий и учреждений, необходимых для выполнения областью государственных функций, исходя из того, что организации в форме унитарного предприятия могут создаваться , когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы, в том числе в следующих случаях:
- использование имущества, приватизация которого запрещена;
- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;
- осуществление деятельности, предусмотренной законами
исключительно для государственных унитарных предприятий;
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств;
- осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности области;
- осуществление научной и научно-технической деятельности.
При несоответствии деятельности унитарных предприятий и
учреждений определенным задачам осуществляется:
- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
- реорганизация унитарных предприятий;
- ликвидация унитарных предприятий и учреждений;
б) закрепление унитарных предприятий и учреждений за отраслевыми органами исполнительной власти области, курирующими соответствующие отрасли экономики и социальные сферы области;
в) осуществление отраслевыми органами исполнительной власти области систематического анализа финансово - экономического состояния и иных результатов деятельности курируемых предприятий и учреждений;
г) обеспечение планирования и прогнозирования результатов деятельности унитарных предприятий и на этой основе обеспечение составления сводного плана их финансово - хозяйственной деятельности; определение обязательных требований к форме, содержанию и периодичности сведений, подлежащих представлению в отраслевые органы исполнительной власти области руководителями унитарных предприятий и учреждений, установление правил и порядка их оценки;
д) определение обязательных требований к показателям
эффективности деятельности унитарных предприятий, а также установление
принципов определения части прибыли унитарных предприятий, подлежащей
перечислению в областной бюджет в виде дохода собственника от
использования государственного имущества, и порядка такого
перечисления;
е) установление порядка утверждения цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана), иных результатов его деятельности;
ж) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений за ход выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), иных результатов их деятельности;