Проведение комплекса мероприятий по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре региона значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В Калининградской области, как и в других регионах России, отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов, в том числе и трудоспособного возраста. Так, если на 01.01.97 на учете в органах социальной защиты населения состояло 31,4 тыс. инвалидов, то к 01.01.2001 - более 50 тысяч. Наиболее высокий уровень инвалидности связан с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм.
В связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия мер по созданию системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, обеспечивающей их интеграцию в общество.
Принятые в регионе нормативные правовые акты направлены на создание условий для развития многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов. Внедряются различные виды и формы их социального обслуживания и реабилитации.
Несмотря на сложное положение, в регионе продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов.
В 1998 году проведена ликвидация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ). На 1 января т.г. в области функционирует 10 бюро МСЭ. Введены новые критерии определения инвалидности, требования к структуре и методологии экспертной диагностики. Однако учреждений МСЭ недостаточно. Для обеспечения потребности населения в экспертном обслуживании необходимо организовать дополнительно еще 5 составов бюро МСЭ.
В регионе функционирует 18 реабилитационных учреждений для взрослых и детей (Центры, школы-интернаты, дома-интернаты, группы для детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях). Однако пока еще значительное количество инвалидов не могут получить в полном объеме необходимую помощь. В большей степени это положение объясняется недостаточным количеством реабилитационных учреждений, кабинетов восстановительного лечения при муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
В последние годы значительно улучшилось решение вопросов обеспечения инвалидов средствами передвижения. Однако, несмотря на принятые меры, до настоящего времени остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, в течение последних пяти лет автомашины получили только 258 инвалидов, кресла-коляски - 584 инвалида. В то же время число нуждающихся в транспортных средствах составляет 900 человек, в колясках - 465 человек. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.
В регионе в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В большинстве случаев проблемы в проведении работ по приспособлению окружающей среды для безбарьерного ее использования маломобильными группами населения связаны с недостатком финансовых средств. Только в последние годы в практике градостроительства, проектирования и строительства объектов учитываются специфические потребности инвалидов.
Формирующаяся система рынка труда требует принципиально новых подходов к трудоустройству инвалидов, являющихся наиболее уязвимой социальной категорией населения. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области совместно с заинтересованными организациями решает вопросы внедрения механизмов квотирования рабочих мест, оказывает финансовую поддержку специализированным предприятиям региональных отделений ВОГ, ВОС по организации дополнительных рабочих мест, оплачивает аудиторские услуги для проверки состоятельности представляемых работодателями проектов по созданию дополнительных рабочих мест. Однако ограниченность спроса на рабочую силу в области снижает возможности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите. В этой связи права инвалидов на занятость реализуются не в полном объеме.
Более эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно в рамках Программы с применением комплексного подхода.