Недействующий

Об областной целевой Программе "Старшее поколение" на 2002-2005 годы

ПАСПОРТ "Областной целевой Программы "Старшее поколение" на 2002-2005 годы"


Наименование Закона
 Калининградской области

"Областная целевая Программа
 "Старшее поколение"
 на 2002-2005 годы"

Наименование и номер
 соответствующего
 нормативного акта

Постановление Правительства РФ
 от 28.08.1997 г. N 1090
 "О федеральной целевой Программе
 "Старшее поколение"

 на 1997-1999 годы".

Государственный заказчик

Администрация
 Калининградской области

Основные разработчики
 Программы

Управления труда и социального
 развития, здравоохранения
 администрации области

Цели и задачи Программы

Формирование организационных,
 правовых, социально - экономических
 условий для осуществления мер по
 улучшению положения граждан старшего
 поколения и упрочению их социальной
 защищенности

Сроки и этапы
 реализации Программы

Программа рассчитана на 2002-2005
 годы. При этом этапы реализации
 Программы будут следующими:
 2002 год
 Начиная с 2002 года и весь период
 действия Программы в сфере
 социальной поддержки граждан
 старшего поколения, проживающих в
 Калининградской области, будут
 осуществляться следующие
 мероприятия:
 - увеличение количества
 обслуживаемых граждан, ликвидация
 очереди на социальное обслуживание,
 активизация работы по выявлению
 пожилых людей и инвалидов,
 нуждающихся в оказании социально -
 бытовых услуг на дому;
 - материально - техническое
 обеспечение нестационарных
 учреждений социального
 обслуживания медицинским и
 реабилитационным оборудованием;

 - оказание адресной материальной
 и гуманитарной помощи
 остронуждающимся, малообеспеченным
 гражданам.
 В этом году также будет
 осуществляться реконструкция
 зданий учреждений социального
 обслуживания.
 2003 год
 В течение данного года планируется:
 - провести областной фольклорный
 фестиваль "Бабушкина песня";
 - приобрести санитарный
 автотранспорт для областного
 госпиталя ветеранов войн;
 - укрепление материально -
 технической базы нестационарных
 учреждений социального обслуживания
 (продолжение), областных
 стационарных учреждений
 управления труда и социального
 развития администрации области.
 В 2003 году будет проведена замена
 оборудования пищеблоков в Советском
 доме - интернате для престарелых и
 инвалидов, в Заостровском доме -
 интернате для ветеранов ВОВ и труда;

 - организация цикла теле- и
 радиолекций;
 - работа по открытию дома -
 интерната для престарелых и
 инвалидов в Правдинском районе.
 2004 год
 Продолжатся ранее намеченные работы
 по материально - техническому
 укреплению базы, в том числе:
 - приобретение необходимого
 оборудования для нестационарных
 учреждений социального обслуживания;

 - осуществление замены мебели в
 Советском доме - интернате для
 престарелых и инвалидов, в
 Советском психоневрологическом
 интернате и оборудования в
 Заостровском доме - интернате
 для ветеранов ВОВ и труда.
 В 2004 году будет проведена
 методическая работа со
 специалистами, занятыми в
 решении проблем пожилых людей.
 2005 год
 В этом году завершается действие
 Программы. В рамках реализации
 "Областной целевой Программы
 "Старшее поколение" проходит
 заключительный этап по укреплению
 материально - технической базы:
 - приобретение медицинского
 оборудования для нестационарных
 учреждений социального обслуживания.
 Планируется охватить надомным
 социальным обслуживанием до 5000
 граждан, нуждающихся в постороннем
 уходе.
 В 2005 году в Правдинском районе
 предусмотрено открытие дома -
 интерната для престарелых и
 инвалидов.

Перечень основных
 мероприятий

В приложении

Исполнители мероприятий

Согласно перечню

Объемы и источники
 финансирования

Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Местный бюджет

Ожидаемые конечные
 результаты

Увеличение качественного и
 количественного обслуживания
 граждан пожилого возраста,
 улучшение социально - экономического
 положения

Организация контроля за
 исполнением Программы

Заместитель главы администрации
 области по социальным вопросам
 Управление труда и социального
 развития администрации области

Увеличивающаяся численность пенсионеров в области приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.

Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.

Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках региональной Программы с применением комплексного подхода.

В основу разработки Программы были положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе.

Поставлены следующие цели и задачи:

- укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;

- оказание содействия органам местного самоуправления в Обеспечении всем гражданам старшего поколения, как особой группе населения, равных условий и возможностей;

- развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг;

- обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;

- предоставление пожилым людям разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации.

Основной целью Программы является формирование организационных, правовых, социально - экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально - демографической и социально - экономической ситуации.

Перечень мероприятий "Областной целевой Программы "Старшее поколение" на 2002-2005 годы" прилагается.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости

принятия Закона Калининградской области

"Об областной целевой Программе

"Старшее поколение" на 2002-2005 годы"

Основная особенность геополитического положения Калининградской области - эксклавность территории. По итогам второй мировой войны регион включен в состав СССР и в период с 1948-54 гг. был заселен с помощью оргнаборов переселенцами. Процесс депопуляции населения и старения трудовых ресурсов в настоящее время ощущается особенно остро. До середины 90-х годов сокращение населения компенсировалось приростом иммигрантов (особенно после распада СССР). Затем показатель притока иммигрантов упал в 3 раза (до 4,0 - 5,0 тыс. чел. ежегодно) и общая численность жителей региона устойчиво сокращается на 2,8-4,0 тыс. чел. в год. В Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет), за последние 5 лет произошло увеличение пожилых жителей почти на 3 тыс. человек. Доля граждан старшего поколения составляет 19,5% от общего количества проживающих в области.

Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Большинство лиц пожилого и старческого возраста имеют сразу несколько хронических заболеваний сердечно - сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубо - челюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают свое здоровье как не вполне удовлетворительное.

Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71- 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых людей. Сокращается численность работающих пенсионеров. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья.

Анализ положения пожилых граждан по социально - демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем данных лиц в области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.

Последующие годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения, демографический кризис, падение рождаемости ведут к увеличению граждан пожилого возраста. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем имеют долгосрочный характер.

3. Система мероприятий, ожидаемый результат и оценка

эффективности "Областной целевой Программы

"Старшее поколение" на 2002-2005 годы"

"Областная целевая Программа "Старшее поколение" на 2002-2005 годы" определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов.