Недействующий

Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования

3. Градостроительные требования к проектированию окружающей среды с учетом потребностей МГН


3.1. Градостроительный аспект проблемы МГН - один из самых главных среди всех задач, решаемых средствами строительства, архитектуры и дизайна: если не будет обеспечена доступность всей городской инфраструктуры, то окажутся безрезультатными усилия по созданию инвалидам возможности пользоваться теми или иными отдельными зданиями и сооружениями.

3.2. В состав документации по планировке территории должны быть включены специальные разделы, в которых даются предложения по разработке градостроительных мероприятий, обеспечивающих формирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.

3.3. В проектах планировки территории должны содержаться:

- расчет необходимого количества специализированных объектов, предназначенных для проживания, обслуживания, лечения, получения образования инвалидов. Расчет производится для сложившихся населенных пунктов - по фактическому количеству инвалидов различных категорий, детей-инвалидов и престарелых, нуждающихся в тех или иных специализированных учреждениях с учетом существующих объектов; для новых - по средним для России показателям. Эти объекты располагаются в жилой застройке или в пригородной зоне при обеспечении удобной доступности;

- для сложившихся реконструируемых населенных пунктов мероприятия по адаптации объектов общегородского уровня, затем выделены связанные с этими объектами зоны городских (пригородных, сельских) территорий, на которых формируется доступная для инвалидов среда, в том числе выделяются пешеходные улицы. В проектах планировки новых населенных пунктов выделение каких-либо первоочередных мероприятий по приспособлению зданий к потребностям инвалидов не требуется, так как все новые здания, сооружения и элементы городской среды должны проектироваться и строиться в соответствии с этими потребностями;

- зоны, благоприятные для строительства жилых домов, в которых имеются (преимущественно в первых этажах) квартиры, отвечающие потребностям инвалидов;

- основные пешеходные пути и места, где должны быть осуществлены мероприятия, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, - устройство подземных переходов с пандусами, специально оборудованных наземных переходов, создание пешеходных улиц, остановок транспорта, оборудованного для инвалидов, зон размещения специальных торговых и телефонных автоматов, общественных туалетов с кабинами для инвалидов;

3.4. Основные параметры для организации пешеходных связей.

3.4.1. При формировании системы пешеходных связей и организации движения инвалидов с ПОДА и ДЗ следует предусматривать соответствующие планировочные, конструктивные и технические меры: избегать, по возможности, перепадов уровней и препятствий на пути движения; при перепадах уровней устраивать лестницы с поручнями, продублированные пандусами или подъемниками (у препятствий следует устанавливать ограждения; поверхность пути должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении, не допускается применение полированного гранита и мрамора; рельефные изменения пути должны давать необходимую информацию пешеходам с ДЗ.

3.4.2. Основными параметрами участков путей передвижения следует принимать следующие:

- зона размещения кресла-коляски должна иметь размеры не менее 0,9 x 1,5 м;

- ширина пути при одностороннем движении не менее 1,2 м, при двухстороннем - не менее 1,8 м;

- размеры площадки для поворота на 90° должны быть не менее 1,3 x 1,3 м, для поворота на 180° - не менее 1,3 x 1,5 м, для разворота на 360° - не менее 1,5 x 1,5 м;

- высота прохода до низа выступающих конструкций не менее 2,1 м, до низа ветвей деревьев - не менее 2,2 м.

3.4.3. Продольный уклон пешеходных дорожек и тротуаров не должен превышать 5%, поперечный - 1 - 2%. В затесненных условиях или в районах со сложным рельефом допускается увеличивать продольный уклон до 10% на дистанции до 12 м с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.

3.4.4. При максимальных потоках (до 500 чел./ч) и уклонах свыше 30% на отдельных направлениях передвижения пешеходов рекомендуется применять лифтовые подъемники. Ширина площадки перед входом в лифт, предназначенный для подъема инвалидов в кресле-коляске, должна быть не менее 2,1 м.

3.4.5. В связи с тем, что длина пути, преодолеваемая инвалидами и престарелыми без отдыха, колеблется от 100 до 500 м, рекомендуется через каждые 150 - 200 м на пешеходных улицах и аллеях организовывать подходы к остановкам общественного транспорта и стоянкам такси. Предельная длина пешего пути вызывает также необходимость устройства вдоль тротуаров и пешеходных дорожек площадок для отдыха инвалидов, престарелых и пешеходов с маленькими детьми. Расстояние между ними, как правило, должно составлять 100 - 200 м в условиях городской застройки и сокращаться до 30 - 60 м в парках, зеленых зонах микрорайонов и в местах ожидания (например, на перронах, пристанях и т.п.).

3.4.6. Осветительные устройства, фонари рекомендуется устанавливать по одной стороне пешеходного пути; желательна также установка вдоль тротуара (дорожки) с активным пешеходным движением фонарей-ориентиров на высоте 0,3 - 0,4 м от земли с интервалом в 2 - 3 м.

3.4.7. Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.

3.4.8. На пешеходных путях должна быть обеспечена необходимая информация, в том числе предупреждающая об опасности, об изменениях в пути, об остановках транспорта, оборудованного для инвалидов, о стоянках личного автотранспорта инвалидов, о наличии элементов и устройств обслуживания, приспособленных для использования инвалидами различных категорий, - таксофонов, торговых автоматов и др.

3.4.9. В местах пересечения пешеходных путей и транспортных коммуникаций высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не более 4,0 см. В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.

3.4.10. Островки безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должны иметь ширину (глубину по ходу движения пешехода) не менее 2,0 м и длину (вдоль направления движения транспорта) не менее 1,8 м.

3.4.11. На пешеходных переходах через проезды и подъезды без интенсивного движения, не имеющих светофорного регулирования, рекомендуется применять световые сигналы, останавливающие на время транспорт, которые приводятся в действие самими инвалидами, и разместить знак "Осторожно, инвалиды".

3.4.12. На участках нерегулируемых пешеходных переходов местных проездов в целях удобства схода с тротуара и в целях снижения скорости автомобиля рекомендуется устраивать искусственный подъем проезжей части.

3.4.13. При пересечении пешеходных путей с интенсивным транспортным потоком (магистральные улицы и дороги) необходимо устраивать переходы в разных уровнях - подземные или крытые надземные. Все лестницы должны быть продублированы пандусами. Параметры лестниц и пандусов следует принимать в соответствии с нормами, приведенными в п.3.5.8 настоящего норматива.

3.4.14. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки.

3.5. Устройства для пешеходов с дефектами зрения.

3.5.1. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью "направляющей (ведущей) линии", которая создается хорошо воспринимаемыми инвалидами с ДЗ тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего. Если при реконструкции улицы необходимо разместить на тротуаре какие-либо устройства, являющиеся препятствием для инвалидов с ДЗ, - торговые автоматы, ограждения деревьев и т.п., - то их следует размещать по возможности в одну линию. Необходимо устройство ограждений.