ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 04 апреля 2011 года N 97
Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа департамента АСП Воронежской области от 26.12.2014 N 61-02-03/373, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru - 13.01.2015).
____________________________________________________________________
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области", пп. 1.5, 3.1.8 Положения о департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 18.12.2008 N 1109, приказываю :
1. Утвердить прилагаемый региональный норматив градостроительного проектирования "Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Воронежской области".
2. Опубликовать настоящий приказ в газете "Воронежский Курьер".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя правительства
Воронежской области -
руководитель департамента С.Н. Куприн
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Настоящий норматив разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области и распространяется на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских населенных пунктов Воронежской области в пределах их границ, а также территорий, находящихся за пределами границ населенных пунктов.
1.2. Нормативы градостроительного проектирования Воронежской области - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов и маломобильные группы), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории).
1.3. Настоящий норматив применяется при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования области и муниципальных образований, а также документации по планировке территории, утверждаемой правительством Воронежской области и органами местного самоуправления поселений и городских округов Воронежской области, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора Воронежской области.
Настоящий норматив обязателен для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области, независимо от их организационно-правовой формы.
По вопросам, не рассматриваемым в настоящем нормативе, следует руководствоваться действующими федеральными градостроительными нормами и законами Российской Федерации.
1.4. Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в областных нормативах градостроительного проектирования.
2.1. Норматив устанавливает основные требования к формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечивающие максимально возможную интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества - труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация.
2.2. В целях формирования доступной среды должны учитываться потребности инвалидов различных категорий:
- для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (далее -ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественным обслуживанием, в том числе транспортным;
- для инвалидов с дефектами зрения (далее - ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения (расчетные габариты пешехода увеличиваются в связи с пользованием тростью), поверхность путей передвижения (с них устраняются различные препятствия), должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, качество освещения на улицах;
- для инвалидов с дефектами слуха (далее - ДС), в том числе полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация и созданы специальные элементы городской среды, например, таксофоны для слабослышащих.
2.3. При выполнении требований, установленных настоящим нормативом, создается среда жизнедеятельности, обеспечивающая потребности всех маломобильных групп населения - престарелых, временно нетрудоспособных, пешеходов с детскими колясками и детей дошкольного возраста, а также создаются более комфортные условия для всего остального населения.
2.4. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
3.1. Градостроительный аспект проблемы МГН - один из самых главных среди всех задач, решаемых средствами строительства, архитектуры и дизайна: если не будет обеспечена доступность всей городской инфраструктуры, то окажутся безрезультатными усилия по созданию инвалидам возможности пользоваться теми или иными отдельными зданиями и сооружениями.
3.2. В состав документации по планировке территории должны быть включены специальные разделы, в которых даются предложения по разработке градостроительных мероприятий, обеспечивающих формирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
3.3. В проектах планировки территории должны содержаться:
- расчет необходимого количества специализированных объектов, предназначенных для проживания, обслуживания, лечения, получения образования инвалидов. Расчет производится для сложившихся населенных пунктов - по фактическому количеству инвалидов различных категорий, детей-инвалидов и престарелых, нуждающихся в тех или иных специализированных учреждениях с учетом существующих объектов; для новых - по средним для России показателям. Эти объекты располагаются в жилой застройке или в пригородной зоне при обеспечении удобной доступности;
- для сложившихся реконструируемых населенных пунктов мероприятия по адаптации объектов общегородского уровня, затем выделены связанные с этими объектами зоны городских (пригородных, сельских) территорий, на которых формируется доступная для инвалидов среда, в том числе выделяются пешеходные улицы. В проектах планировки новых населенных пунктов выделение каких-либо первоочередных мероприятий по приспособлению зданий к потребностям инвалидов не требуется, так как все новые здания, сооружения и элементы городской среды должны проектироваться и строиться в соответствии с этими потребностями;
- зоны, благоприятные для строительства жилых домов, в которых имеются (преимущественно в первых этажах) квартиры, отвечающие потребностям инвалидов;
- основные пешеходные пути и места, где должны быть осуществлены мероприятия, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, - устройство подземных переходов с пандусами, специально оборудованных наземных переходов, создание пешеходных улиц, остановок транспорта, оборудованного для инвалидов, зон размещения специальных торговых и телефонных автоматов, общественных туалетов с кабинами для инвалидов;
3.4. Основные параметры для организации пешеходных связей.
3.4.1. При формировании системы пешеходных связей и организации движения инвалидов с ПОДА и ДЗ следует предусматривать соответствующие планировочные, конструктивные и технические меры: избегать, по возможности, перепадов уровней и препятствий на пути движения; при перепадах уровней устраивать лестницы с поручнями, продублированные пандусами или подъемниками (у препятствий следует устанавливать ограждения; поверхность пути должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении, не допускается применение полированного гранита и мрамора; рельефные изменения пути должны давать необходимую информацию пешеходам с ДЗ.
3.4.2. Основными параметрами участков путей передвижения следует принимать следующие:
- зона размещения кресла-коляски должна иметь размеры не менее 0,9 x 1,5 м;
- ширина пути при одностороннем движении не менее 1,2 м, при двухстороннем - не менее 1,8 м;
- размеры площадки для поворота на 90° должны быть не менее 1,3 x 1,3 м, для поворота на 180° - не менее 1,3 x 1,5 м, для разворота на 360° - не менее 1,5 x 1,5 м;
- высота прохода до низа выступающих конструкций не менее 2,1 м, до низа ветвей деревьев - не менее 2,2 м.
3.4.3. Продольный уклон пешеходных дорожек и тротуаров не должен превышать 5%, поперечный - 1 - 2%. В затесненных условиях или в районах со сложным рельефом допускается увеличивать продольный уклон до 10% на дистанции до 12 м с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.
3.4.4. При максимальных потоках (до 500 чел./ч) и уклонах свыше 30% на отдельных направлениях передвижения пешеходов рекомендуется применять лифтовые подъемники. Ширина площадки перед входом в лифт, предназначенный для подъема инвалидов в кресле-коляске, должна быть не менее 2,1 м.
3.4.5. В связи с тем, что длина пути, преодолеваемая инвалидами и престарелыми без отдыха, колеблется от 100 до 500 м, рекомендуется через каждые 150 - 200 м на пешеходных улицах и аллеях организовывать подходы к остановкам общественного транспорта и стоянкам такси. Предельная длина пешего пути вызывает также необходимость устройства вдоль тротуаров и пешеходных дорожек площадок для отдыха инвалидов, престарелых и пешеходов с маленькими детьми. Расстояние между ними, как правило, должно составлять 100 - 200 м в условиях городской застройки и сокращаться до 30 - 60 м в парках, зеленых зонах микрорайонов и в местах ожидания (например, на перронах, пристанях и т.п.).
3.4.6. Осветительные устройства, фонари рекомендуется устанавливать по одной стороне пешеходного пути; желательна также установка вдоль тротуара (дорожки) с активным пешеходным движением фонарей-ориентиров на высоте 0,3 - 0,4 м от земли с интервалом в 2 - 3 м.
3.4.7. Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.
3.4.8. На пешеходных путях должна быть обеспечена необходимая информация, в том числе предупреждающая об опасности, об изменениях в пути, об остановках транспорта, оборудованного для инвалидов, о стоянках личного автотранспорта инвалидов, о наличии элементов и устройств обслуживания, приспособленных для использования инвалидами различных категорий, - таксофонов, торговых автоматов и др.
3.4.9. В местах пересечения пешеходных путей и транспортных коммуникаций высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не более 4,0 см. В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.
3.4.10. Островки безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должны иметь ширину (глубину по ходу движения пешехода) не менее 2,0 м и длину (вдоль направления движения транспорта) не менее 1,8 м.
3.4.11. На пешеходных переходах через проезды и подъезды без интенсивного движения, не имеющих светофорного регулирования, рекомендуется применять световые сигналы, останавливающие на время транспорт, которые приводятся в действие самими инвалидами, и разместить знак "Осторожно, инвалиды".
3.4.12. На участках нерегулируемых пешеходных переходов местных проездов в целях удобства схода с тротуара и в целях снижения скорости автомобиля рекомендуется устраивать искусственный подъем проезжей части.
3.4.13. При пересечении пешеходных путей с интенсивным транспортным потоком (магистральные улицы и дороги) необходимо устраивать переходы в разных уровнях - подземные или крытые надземные. Все лестницы должны быть продублированы пандусами. Параметры лестниц и пандусов следует принимать в соответствии с нормами, приведенными в п.3.5.8 настоящего норматива.
3.4.14. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки.
3.5. Устройства для пешеходов с дефектами зрения.
3.5.1. Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ) рекомендуется организовывать с помощью "направляющей (ведущей) линии", которая создается хорошо воспринимаемыми инвалидами с ДЗ тактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (для слабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться на стенах домов, на специальных столбах; тактильная информация размещается преимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего. Если при реконструкции улицы необходимо разместить на тротуаре какие-либо устройства, являющиеся препятствием для инвалидов с ДЗ, - торговые автоматы, ограждения деревьев и т.п., - то их следует размещать по возможности в одну линию. Необходимо устройство ограждений.
Покрытие тротуаров и пешеходных дорожек должно отличаться по цвету и материалу от окружающих поверхностей. Края (обочины) тротуара или дорожки должны служить указателем направления движения. Они могут выполняться из бордюрного камня, выступающего на 100 мм над уровнем тротуара, а также в виде ограждений или другим способом с применением материала, контрастного по цвету, акустическим и тактильным (осязательным) характеристикам по отношению к тротуару (дорожке) и к окружающим поверхностям.
3.5.2. Направляющие (ведущие) линии на пешеходных путях создаются с помощью лент или плит с выраженным изменением поверхности.
Наземные переходы через улицы с относительно интенсивным движением транспорта следует оборудовать устройствами для подачи звуковых сигналов, синхронно связанными с системой сигналов светофора.
3.5.3. Информация о приближении перехода, поворота, о границах островка безопасности на переходе или иного изменения на пути движения должна обеспечиваться изменением фактуры тротуаров или дорожек за 0,9 - 0,6 м от начала изменения пути.
3.5.6. Для слабовидящих и полностью слепых пешеходов рекомендуется применять дугообразный поперечный профиль пешеходных дорожек и тротуаров с повышением в средней части на 50 - 100 мм (в зависимости от ширины дорожки).
3.5.7. Для информации пешеходов с дефектами зрения о приближающемся изменении в пути (вход в здание, поворот к пешеходному переходу, размещение почтового ящика, телефона-автомата и т.п.) рекомендуется мягкое изменение продольного профиля тротуара.
3.5.8. На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. Требования к проектированию пандусов:
- при уклоне 5% и менее его длина не ограничена, промежуточные площадки для отдыха не требуются;
- при уклоне от 5 до 8% (в исключительных случаях до 10%) требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м, длина площадки не менее 1,4 м, по обе стороны пандуса делают непрерывные перила;
- уклоны более 10% на пандусах не допускаются.
По внешним боковым краям пандуса и площадок следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см.
3.5.9. Рекомендуется предусматривать подогрев пандусов, ведущих к общественным зданиям, если над пандусами и входами нет навеса.
3.5.10. Ступени лестниц на путях движения инвалидов рекомендуется делать сплошными, ровными с нескользкой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. По боковым краям лестничного марша, не примыкающим к стенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.
3.5.11. У наружных лестниц ширина проступей должна быть не менее 0,4 м, высота подъемов ступенек - не более 0,12 м.