Действующий

Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

1. Анализ состояния инновационной деятельности в Российской Федерации


До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инновационной деятельности выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.

Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в значительном научно-техническом потенциале и высококвалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как, например, доля США составляет 36%, Японии - 30%.

В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений; в 1992 году - 16,3%, в 1993 году 17,3%, в 1994 году - 19,5%, в 1995 году - 5,6%, в 1996-2002 годах - около 5%. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В основных отраслях промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями и разработками.

Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Для компенсирования выбывающих основных производственных мощностей на современном научно-техническом уровне потребуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности в промышленном комплексе.

Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, существенного совершенствования требует инвестиционный механизм инновационной деятельности.

Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

Развитие науки и технологий и формирование национальной инновационной системы служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации, неотъемлемой частью экономической политики государства.