Действующий

Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"

Глава 5. Ресурсное обеспечение программы


Одним из главных условий реализации программы является ее стабильное финансовое обеспечение. Оно основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет привлечения средств всех уровней бюджетов, и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инновационные проекты, включенные в федеральные целевые и адресные программы, будут финансироваться за счет средств областного бюджета в первоочередном порядке.

На первом этапе программа рассчитана на то, чтобы, используя эффективные для областного бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс внедрения перспективных технологий с целью привлечения инвестиций, в том числе банковских кредитов. На втором этапе - в ходе совместной работы с реальными частными инвесторами, в том числе венчурными фондами и финансовыми организациями предполагается создать систему финансирования инновационной деятельности, максимально использующую различные рыночные инструменты привлечения финансовых ресурсов.

Основными источниками финансирования программы являются:

- средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование программ министерств и ведомств в части участия в них региональных целевых программ и проектов;

- средства федерального бюджета, выделяемые для финансирования в рамках ФЦП и ФАЙЛ, бюджетов министерств и ведомств;

- средства областного бюджета, в том числе:

а) бюджетные субсидии и субвенции на осуществление определенных целевых программных мероприятий;

б) инвестиционный налоговый кредит;

в) компенсации за счет средств областного бюджета части процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками предприятиям и организациям, реализующим инновационные проекты.

- собственные средства участников программы, полученные от проведения программных мероприятий, реализации инновационных проектов;

- средства внебюджетных источников (целевые отчисления от прибыли участников программы; кредиты коммерческих банков, привлекаемые для реализации программы под гарантии администрации Воронежской области; финансовые ресурсы, специализированных международных фондов, программ, гранты).

Важнейшим источником финансирования программы из федерального бюджета будет привлечение ассигнований на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных предприятий, НИИиКБ, вузов в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (ФЦП и ФАИН). На активизацию инструментов стимулирования инновационной активности будет направлена реализация следующих федеральных целевых программ: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы"; "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" и др.

Другим источником финансирования за счет средств федерального бюджета является участие областных предприятий и организаций, разрабатывающих и реализующих научно-технические и инновационные проекты, в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов, проводимых заинтересованными министерствами и ведомствами федеральных органов государственной власти, в том числе: - на выполнение работ по заказу министерств, государственных служб и агентств Российской Федерации по темам: "Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности"; "Развитие инновационной инфраструктуры"; "Наука - инновации - инвестиции"и др.

Общий объем финансирования по программе составит 1128,44 млн.руб., из них: федеральный бюджет - 71,7 млн.руб. (6,3%), областной бюджет - 96,0 млн.руб. (8,5%), внебюджетные источники - 960,7 млн.руб., в том числе: собственные средства предприятий и организаций - 651,5 млн.руб. (57,7%), кредиты коммерческих банков - 309,22 млн.руб. (27,4%).

Объем капитальных вложений при реализации программы составит 555,15 млн. руб., из них федеральный бюджет - 35,5 млн.руб., областной бюджет - 47,4 млн.руб., собственные средства предприятий и организаций -266,1 млн.руб., кредиты коммерческих банков - 206,1 млн.руб.

Прочие расходы при реализации программы составят 573,3 млн. руб., из них федеральный бюджет: - 36,2 млн.руб., областной бюджет - 48,6 млн.руб., собственные средства предприятий и организаций - 385,4 млн.руб., кредиты коммерческих банков - 103,1 млн.руб. Структура финансирования программы по годам реализации представлена в табл. 5.1. приложения 5.

Разработчиками данной программы, при финансировании определенных мероприятий предполагается использование принципиально новых для области источников инвестиций на осуществление инновационной деятельности. Источником таких инвестиций станет "Воронежский инновационный венчурный фонд" с прямым государственным участием, который на коммерческой основе замыкает на себя всю последовательность инновационного процесса от идеи до выпуска продукции. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств для реализации инновационных проектов.

Схема предлагаемого венчурного инвестирования состоит в том, что инвесторы в лице создаваемого венчурного фонда вкладывают свои капиталы в уставные фонды фирм, и становится их совладельцем - акционером, с блокирующим пакетом акций. Венчурный фонд, будучи долевым партнером, принимает участие в управлении и развитии инвестируемой фирмы, и не заинтересован в получении дивидендов от ее деятельности. Коммерческий интерес фонда заключается в том, чтобы фирма успешно развивалась и повысила через 3-5 лет свою стоимость и стоимость своих акций в 5-7 раз. При продаже своих акций фонд получит возврат своих инвестиций и прибыль с капитала, и только при выходе из бизнеса.

Областной Венчурный инновационный фонд сможет привлекать к проектному финансированию инновационных проектов бюджетные, внебюджетные и собственные средства на условиях льготного долевого кредитования и лизинга, а также выполнять гарантийные функции.

Потребность в финансовых ресурсах с разбивкой по источникам, объемам и годам представлена в Приложении 3.