Действующий

О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Введение


Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 1163-р, сформулированы основные принципы и направления развития экономики России и устойчивого повышения уровня жизни населения. Одним из главных средств достижения целей программы определено развитие малого предпринимательства как долгосрочного внутреннего потенциала динамичного роста российской экономики и качественного улучшения жизненного уровня в стране.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" развитию малого бизнеса также отведено одно из ведущих мест как способствующему демократическому развитию общества, завоеванию Россией достойного места в мировой экономической системе, становлению цивилизованного рынка и правового государства. Малый бизнес позволит гражданам России зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать средства в экономику страны, создавать в регионах собственные источники формирования бюджета. При этом эффективное ведение малого бизнеса невозможно без устранения препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность. В таком государстве, как Россия, надо учитывать и региональную специфику, активизировать те внутренние факторы и те направления в малом бизнесе, которые уже доказали свою жизнеспособность на практике.

Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год по многим позициям продолжает комплекс мер по развитию малого предпринимательства в области, утвержденный в программе 2003 года, и базируется на положительных результатах ее выполнения. Одновременно она направлена на последовательное осуществление государственной политики поддержки малого бизнеса, обозначенной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Необходимость разработки Программы вызвана теми конечными социально-экономическими результатами, достижение которых развитие малого бизнеса призвано обеспечить: укрепление экономики региона, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, повышение жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности в обществе.

1.1. Общий анализ состояния малого предпринимательства

Предпринимательство в Воронежской области за период 2000 - 2002 годов и 9 месяцев 2003 года представлено следующими показателями:

Таблица 1

Основные показатели

развития малого предпринимательства Воронежской области

за 2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 года (в динамике)

Показатели

2000
 год

2000 год
 в % к
 1999

2001
 год

2001 год
 в % к
 2000

2002
 год

2002 год
 в %
 2001
 году

9 мес.
 2003
 года

9 мес.
 2003 года
 в % к 9
 мес.
 2002 года

Юридические лица
 Количество предприятий

10968

98,8

10985

100,2

13986

127,3

14584

104,3

Среднесписочная численность
 работников (человек)

117100

99,0

106894

91,3

174757

163,5/
 96,4

156461

120,4

Выпуск товаров и услуг (без
 внутреннего оборота) по
 основной деятельности
 (млн. рублей)

4362,0

128,8

4955,1

113,6

9991,0

106,6

15100,2

136,1

Доля объема продукции малых
 предприятий (юридических лиц)
 в валовом региональном
 продукте (%)

7,9

7,8

13,5

17,7

131,1

Инвестиции в основной капитал
 (млн, рублей)

325,3

165,1

348,9

107,3

629,4

115,0

870,8

в 1,6
 раза

Уплачено единого налога на
 вмененный доход и по
 упрощенной системе
 (млн, рублей)

265,1

в 1,6
 раза

488,6

в 1,8
 раза

463,9

94,9

187,1

48,9

Число предприятий на 1000
 жителей

4,5

100,0

4,5

100,0

5,8

128,9

6,1

105,2

Средняя численность работников
 на 1 малое предприятие
 (человек)

10,7

100,9

9,7

90,7

12,5

128,9

10,7

115,1

Выпуск товаров и услуг (без
 внутреннего оборота) на 1
 малое предприятие (тыс. рублей)

397,7

130,3

451,1

113,4

714,4

158,4

1035,4

130,5

Объем инвестиций на 1 малое
 предприятие (тыс. рублей)

29,6

167,2

31,8

107,4

45,0

141,5

59,7

в 1,6
 раза

Индивидуальные
 предприниматели
 Количество предпринимателей
 (человек)

53260

104,3

58604

110,0

63474

108,3

65151

103,7

На протяжении анализируемого периода (2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 года) в области наметился стабильный рост числа субъектов малого предпринимательства. Так, в 2000 году рост составил 103,3%, в 2001 году - 108,3%, 2002 году - 111,3%, за 9 месяцев 2003 года - 103,8%. При этом в 2000 - 2001 годах основной прирост субъектов малого бизнеса обеспечивался за счет развития более быстрыми темпами индивидуального предпринимательства - рост 104,3% и 110% против 98,8% и 100,2%. Начиная с 2002 года преимущественное развитие получили малые предприятия (юридические лица): рост числа предприятий 127,3% против 108,3% по индивидуальным предпринимателям в 2002 году и 104,3% против 103,7% за 9 месяцев 2003 года.

Проценты роста среднесписочной численности работников малых предприятий, равно как и показателей выпуска товаров и услуг, инвестиций в основной капитал в соответствии с методикой Госкомстата России приводятся в каждом конкретном году (к уровню прошлого года) по сопоставимому кругу предприятий. В связи с этим, несмотря на значительный рост показателей, например, в 2002 году численности в 1,6 раза, выпуска товаров и услуг в 2 раза, инвестиций в 1,8 раза, статистикой за 2002 год отмечено (по сопоставимому кругу обследуемых предприятий) сокращение к уровню 2001 года численности занятого в малом бизнесе населения на 3,6% (при росте количества малых предприятий на 27,3%), а также приведен незначительный прирост объемов производства продукции - на 6,6% и инвестиций в основной капитал на 15%. Такая методика учета не отражает истинной динамики развития малого предпринимательства и осложняет решение вопросов, связанных с малым бизнесом.

По состоянию на 01.10.2003 в Воронежской области зарегистрировано 79,7 тысячи субъектов малого бизнеса с общей численностью работников 310 тысяч человек. Это 25,6% экономически активного населения области. Индивидуальные предприниматели в количестве 65,1 тысячи человек по-прежнему занимают высокий удельный вес - 81,7% в общем числе субъектов малого предпринимательства. Соответственно количество малых предприятий (юридических лиц) составило 14,6 тысячи, или 18,3%.

Общий прирост числа занятого населения в малых предприятиях области к соответствующему периоду 2002 года (по сопоставимому кругу малых предприятий) составил 20,4%. Это хороший показатель, характеризующий признание населением области малого бизнеса как сферы деятельности, способной укрепить социально-экономические позиции региона и материальные потребности населения.

По статистическим данным, за 9 месяцев 2003 года малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 15100,2 млн. рублей. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 36,1%.

Вклад малого бизнеса в доходную часть консолидированного бюджета области по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения за анализируемый период составил 187,1 млн. рублей (2,7% в общих налоговых поступлениях области). Это на 51,1% ниже соответствующего периода 2002 года. Основная причина снижения - изменение нормативов отчислений в территориальный бюджет и состава плательщиков налогов по специальным налоговым режимам.

Развитие малого предпринимательства по основным отраслям представлено в следующей таблице:

Таблица 2

Показатели

развития малого предпринимательства в Воронежской области

по основным отраслям

2000

2001

2002

9 мес.
 2003

В % к 9
 мес.
 2002

Количество малых предприятий (единиц)

10968

10985

13986

14584

104,3

в том числе по отраслям:

Промышленность

2114

2132

2120

2131

100,5

Сельское хозяйство

204

204

368

707

в 1,9 р.

Строительство

1779

1779

1808

1666

92,1

Транспорт

126

126

300

292

97,3

Торговля и общественное питание

5002

5001

7171

7513

104,8

Непроизводственные виды бытового обслуживания
 населения

126

126

136

157

115,4

Здравоохранение, физическая культура и
 социальное обеспечение

150

150

179

192

107,3

Наука и научное обслуживание

303

303

311

268

86,2

Объем продукции малых предприятий(без внутреннего
 оборота) по основной деятельности, (млн. рублей)

4362,0

4955,1

9991,0

15100,2

136,1

в том числе по отраслям:

Промышленность

1581,9

1585,9

2881,0

3806,5

146,3

Сельское хозяйство

119,8

110,9

702,7

192,6

144,4

Строительство

936,3

1057,3

1704,9

1559,7

в 2,1 р.

Транспорт

55,3

55,6

466,3

203,9

в 2 р.

Торговля и общественное питание

1314,8

1722,4

3325,6

8082,4

123,1

Непроизводственные виды бытового обслуживания
 населения

32,4

39,5

57,2

38,4

112,2

Здравоохранение, физическая культура и
 социальное обеспечение

34,4

44,5

63,7

56,8

в 1,8 р.

Наука и научное обслуживание

42,1

40,7

171,3

177,9

140,8

Численность занятых на малых предприятиях (тыс.
 человек)

117,1

106,9

174,8

156,5

120,4

в том числе по отраслям:

Промышленность

29,7

26,4

40,9

34,1

108,0

Сельское хозяйство

2,3

1,8

4,5

6,0

105,7

Строительство

29,5

25,3

31,0

36,3

134,9

Транспорт

1,2

1,2

8,6

3,7

112,1

Торговля и общественное питание

38,2

35,7

71,7

63,2

123,0

Непроизводственные виды бытового обслуживания
 населения

0,9

0,9

1,0

1,3

107,6

Здравоохранение, физическая культура и
 социальное обеспечение

1,7

1,7

1,4

0,9

133,7

Наука и научное обслуживание

3,0

3,6

1,8

1,9

102,2

Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса
 (млн, рублей)

325,3

348,9

629,4

870,8

в 1,6 р.

в том числе по отраслям:

Промышленность

66,7

80,5

99,3

56,4

в 1,5 р.

Сельское хозяйство

18,6

18,0

61,3

16,2

в 3,6 р.

Строительство

203,4

213,1

384,5

712,5

в 1,9 р.

Транспорт

-

-

4,3

33,3

в 1,6 р.

Торговля и общественное питание

26,0

33,1

75,5

40,3

77,8

Непроизводственные виды бытового обслуживания
 населения

-

-

-

-

-

Здравоохранение, физическая культура и
 социальное обеспечение

3,9

-

-

0,3

-

Наука и научное обслуживание

-

-

-

0,1

28,7

На протяжении представленного периода основная доля малых предприятий (в среднем 80,0%) приходилась на три отрасли: торговлю, включая общественное питание (49%), промышленность (17%) и строительство (14%). Соответственно, численность работников, занятых в малых предприятиях, и объемы производства продукции в значительной степени также определялись указанными отраслями. Так, удельный вес числа работников, занятых в предприятиях торговли, промышленности и строительства, в среднем составил 83% (в том числе: в торговле - 37%, промышленности - 24%, строительстве - 22%), выпуск продукции - 84% (в торговле - 36%, промышленности - 32%, строительстве - 16%). Основные инвестируемые малые предприятия - это: строительные - в среднем 62% от всего объема инвестиций в малый бизнес, промышленные - 19%, торговые - 9%.

За 9 месяцев 2003 года из представленных отраслей наиболее быстрыми темпами развивались малые предприятия сельского хозяйства (прирост числа предприятий в 1,9 раза, численности работников - на 44%), непроизводственных видов бытового обслуживания населения (прирост показателей соответственно на 15 и 8%), здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (7 и 34%). Однако доля этих предприятий в отраслевой структуре по-прежнему оставалась низкой и занимала 7%.