Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 1163-р, сформулированы основные принципы и направления развития экономики России и устойчивого повышения уровня жизни населения. Одним из главных средств достижения целей программы определено развитие малого предпринимательства как долгосрочного внутреннего потенциала динамичного роста российской экономики и качественного улучшения жизненного уровня в стране.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" развитию малого бизнеса также отведено одно из ведущих мест как способствующему демократическому развитию общества, завоеванию Россией достойного места в мировой экономической системе, становлению цивилизованного рынка и правового государства. Малый бизнес позволит гражданам России зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать средства в экономику страны, создавать в регионах собственные источники формирования бюджета. При этом эффективное ведение малого бизнеса невозможно без устранения препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность. В таком государстве, как Россия, надо учитывать и региональную специфику, активизировать те внутренние факторы и те направления в малом бизнесе, которые уже доказали свою жизнеспособность на практике.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год по многим позициям продолжает комплекс мер по развитию малого предпринимательства в области, утвержденный в программе 2003 года, и базируется на положительных результатах ее выполнения. Одновременно она направлена на последовательное осуществление государственной политики поддержки малого бизнеса, обозначенной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Необходимость разработки Программы вызвана теми конечными социально-экономическими результатами, достижение которых развитие малого бизнеса призвано обеспечить: укрепление экономики региона, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, повышение жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности в обществе.
1.1. Общий анализ состояния малого предпринимательства
Предпринимательство в Воронежской области за период 2000 - 2002 годов и 9 месяцев 2003 года представлено следующими показателями:
Таблица 1
Основные показатели
развития малого предпринимательства Воронежской области
за 2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 года (в динамике)
Показатели | 2000 | 2000 год | 2001 | 2001 год | 2002 | 2002 год | 9 мес. | 9 мес. |
Юридические лица | 10968 | 98,8 | 10985 | 100,2 | 13986 | 127,3 | 14584 | 104,3 |
Среднесписочная численность | 117100 | 99,0 | 106894 | 91,3 | 174757 | 163,5/ | 156461 | 120,4 |
Выпуск товаров и услуг (без | 4362,0 | 128,8 | 4955,1 | 113,6 | 9991,0 | 106,6 | 15100,2 | 136,1 |
Доля объема продукции малых | 7,9 | 7,8 | 13,5 | 17,7 | 131,1 | |||
Инвестиции в основной капитал | 325,3 | 165,1 | 348,9 | 107,3 | 629,4 | 115,0 | 870,8 | в 1,6 |
Уплачено единого налога на | 265,1 | в 1,6 | 488,6 | в 1,8 | 463,9 | 94,9 | 187,1 | 48,9 |
Число предприятий на 1000 | 4,5 | 100,0 | 4,5 | 100,0 | 5,8 | 128,9 | 6,1 | 105,2 |
Средняя численность работников | 10,7 | 100,9 | 9,7 | 90,7 | 12,5 | 128,9 | 10,7 | 115,1 |
Выпуск товаров и услуг (без | 397,7 | 130,3 | 451,1 | 113,4 | 714,4 | 158,4 | 1035,4 | 130,5 |
Объем инвестиций на 1 малое | 29,6 | 167,2 | 31,8 | 107,4 | 45,0 | 141,5 | 59,7 | в 1,6 |
Индивидуальные | 53260 | 104,3 | 58604 | 110,0 | 63474 | 108,3 | 65151 | 103,7 |
На протяжении анализируемого периода (2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 года) в области наметился стабильный рост числа субъектов малого предпринимательства. Так, в 2000 году рост составил 103,3%, в 2001 году - 108,3%, 2002 году - 111,3%, за 9 месяцев 2003 года - 103,8%. При этом в 2000 - 2001 годах основной прирост субъектов малого бизнеса обеспечивался за счет развития более быстрыми темпами индивидуального предпринимательства - рост 104,3% и 110% против 98,8% и 100,2%. Начиная с 2002 года преимущественное развитие получили малые предприятия (юридические лица): рост числа предприятий 127,3% против 108,3% по индивидуальным предпринимателям в 2002 году и 104,3% против 103,7% за 9 месяцев 2003 года.
Проценты роста среднесписочной численности работников малых предприятий, равно как и показателей выпуска товаров и услуг, инвестиций в основной капитал в соответствии с методикой Госкомстата России приводятся в каждом конкретном году (к уровню прошлого года) по сопоставимому кругу предприятий. В связи с этим, несмотря на значительный рост показателей, например, в 2002 году численности в 1,6 раза, выпуска товаров и услуг в 2 раза, инвестиций в 1,8 раза, статистикой за 2002 год отмечено (по сопоставимому кругу обследуемых предприятий) сокращение к уровню 2001 года численности занятого в малом бизнесе населения на 3,6% (при росте количества малых предприятий на 27,3%), а также приведен незначительный прирост объемов производства продукции - на 6,6% и инвестиций в основной капитал на 15%. Такая методика учета не отражает истинной динамики развития малого предпринимательства и осложняет решение вопросов, связанных с малым бизнесом.
По состоянию на 01.10.2003 в Воронежской области зарегистрировано 79,7 тысячи субъектов малого бизнеса с общей численностью работников 310 тысяч человек. Это 25,6% экономически активного населения области. Индивидуальные предприниматели в количестве 65,1 тысячи человек по-прежнему занимают высокий удельный вес - 81,7% в общем числе субъектов малого предпринимательства. Соответственно количество малых предприятий (юридических лиц) составило 14,6 тысячи, или 18,3%.
Общий прирост числа занятого населения в малых предприятиях области к соответствующему периоду 2002 года (по сопоставимому кругу малых предприятий) составил 20,4%. Это хороший показатель, характеризующий признание населением области малого бизнеса как сферы деятельности, способной укрепить социально-экономические позиции региона и материальные потребности населения.
По статистическим данным, за 9 месяцев 2003 года малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 15100,2 млн. рублей. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 36,1%.
Вклад малого бизнеса в доходную часть консолидированного бюджета области по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения за анализируемый период составил 187,1 млн. рублей (2,7% в общих налоговых поступлениях области). Это на 51,1% ниже соответствующего периода 2002 года. Основная причина снижения - изменение нормативов отчислений в территориальный бюджет и состава плательщиков налогов по специальным налоговым режимам.
Развитие малого предпринимательства по основным отраслям представлено в следующей таблице:
Таблица 2
Показатели
развития малого предпринимательства в Воронежской области
по основным отраслям
2000 | 2001 | 2002 | 9 мес. | В % к 9 | |
Количество малых предприятий (единиц) | 10968 | 10985 | 13986 | 14584 | 104,3 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 2114 | 2132 | 2120 | 2131 | 100,5 |
Сельское хозяйство | 204 | 204 | 368 | 707 | в 1,9 р. |
Строительство | 1779 | 1779 | 1808 | 1666 | 92,1 |
Транспорт | 126 | 126 | 300 | 292 | 97,3 |
Торговля и общественное питание | 5002 | 5001 | 7171 | 7513 | 104,8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания | 126 | 126 | 136 | 157 | 115,4 |
Здравоохранение, физическая культура и | 150 | 150 | 179 | 192 | 107,3 |
Наука и научное обслуживание | 303 | 303 | 311 | 268 | 86,2 |
Объем продукции малых предприятий(без внутреннего | 4362,0 | 4955,1 | 9991,0 | 15100,2 | 136,1 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 1581,9 | 1585,9 | 2881,0 | 3806,5 | 146,3 |
Сельское хозяйство | 119,8 | 110,9 | 702,7 | 192,6 | 144,4 |
Строительство | 936,3 | 1057,3 | 1704,9 | 1559,7 | в 2,1 р. |
Транспорт | 55,3 | 55,6 | 466,3 | 203,9 | в 2 р. |
Торговля и общественное питание | 1314,8 | 1722,4 | 3325,6 | 8082,4 | 123,1 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания | 32,4 | 39,5 | 57,2 | 38,4 | 112,2 |
Здравоохранение, физическая культура и | 34,4 | 44,5 | 63,7 | 56,8 | в 1,8 р. |
Наука и научное обслуживание | 42,1 | 40,7 | 171,3 | 177,9 | 140,8 |
Численность занятых на малых предприятиях (тыс. | 117,1 | 106,9 | 174,8 | 156,5 | 120,4 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 29,7 | 26,4 | 40,9 | 34,1 | 108,0 |
Сельское хозяйство | 2,3 | 1,8 | 4,5 | 6,0 | 105,7 |
Строительство | 29,5 | 25,3 | 31,0 | 36,3 | 134,9 |
Транспорт | 1,2 | 1,2 | 8,6 | 3,7 | 112,1 |
Торговля и общественное питание | 38,2 | 35,7 | 71,7 | 63,2 | 123,0 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,3 | 107,6 |
Здравоохранение, физическая культура и | 1,7 | 1,7 | 1,4 | 0,9 | 133,7 |
Наука и научное обслуживание | 3,0 | 3,6 | 1,8 | 1,9 | 102,2 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса | 325,3 | 348,9 | 629,4 | 870,8 | в 1,6 р. |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 66,7 | 80,5 | 99,3 | 56,4 | в 1,5 р. |
Сельское хозяйство | 18,6 | 18,0 | 61,3 | 16,2 | в 3,6 р. |
Строительство | 203,4 | 213,1 | 384,5 | 712,5 | в 1,9 р. |
Транспорт | - | - | 4,3 | 33,3 | в 1,6 р. |
Торговля и общественное питание | 26,0 | 33,1 | 75,5 | 40,3 | 77,8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания | - | - | - | - | - |
Здравоохранение, физическая культура и | 3,9 | - | - | 0,3 | - |
Наука и научное обслуживание | - | - | - | 0,1 | 28,7 |
На протяжении представленного периода основная доля малых предприятий (в среднем 80,0%) приходилась на три отрасли: торговлю, включая общественное питание (49%), промышленность (17%) и строительство (14%). Соответственно, численность работников, занятых в малых предприятиях, и объемы производства продукции в значительной степени также определялись указанными отраслями. Так, удельный вес числа работников, занятых в предприятиях торговли, промышленности и строительства, в среднем составил 83% (в том числе: в торговле - 37%, промышленности - 24%, строительстве - 22%), выпуск продукции - 84% (в торговле - 36%, промышленности - 32%, строительстве - 16%). Основные инвестируемые малые предприятия - это: строительные - в среднем 62% от всего объема инвестиций в малый бизнес, промышленные - 19%, торговые - 9%.
За 9 месяцев 2003 года из представленных отраслей наиболее быстрыми темпами развивались малые предприятия сельского хозяйства (прирост числа предприятий в 1,9 раза, численности работников - на 44%), непроизводственных видов бытового обслуживания населения (прирост показателей соответственно на 15 и 8%), здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (7 и 34%). Однако доля этих предприятий в отраслевой структуре по-прежнему оставалась низкой и занимала 7%.