В целях создания условий для интенсивного роста малого предпринимательства в области, повышения потенциала малого бизнеса в экономике региона, решения социальных задач занятости и повышения жизненного уровня населения и во исполнение закона Воронежской области от 17 ноября 1997 года N 20-II-ОЗ "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" областная Дума постановляет:
1. Утвердить Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год (прилагается).
2. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с субъектами малого предпринимательства на территории Воронежской области, оказывать содействие исполнителям настоящей программы в ходе ее реализации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
председателя областной Думы Ю.Т.ТИТОВ
Приложение
Утверждено
постановлением
Воронежской областной Думы
от 27.05.2004 N 854-III-ОД
Условные сокращения:
ГУРППР - Главное управление по развитию предпринимательства и
потребительского рынка администрации Воронежской области
ГФПМПВО - Государственный фонд поддержки малого
предпринимательства Воронежской области
ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
ВРАПМСБ - ЗАО "Воронежское региональное агентство поддержки малого и
среднего бизнеса"
ГУЭР - Главное управление экономического развития администрации
Воронежской области
УМНС - Управление Министерства по налогам и сборам Российской
Федерации по Воронежской области
УВЭДМС - Управление по внешнеэкономической деятельности и
международному сотрудничеству
ДФГСЗНВО - департамент Федеральной государственной службы занятости
населения по Воронежской области
ВОКГС - Воронежский областной комитет государственной статистики
ВРЦПП - АНО "Воронежский региональный центр поддержки
предпринимательства"
ВТУ МАП - Воронежское территориальное управление Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
СМИ - средства массовой информации
ЦПП - центры поддержки предпринимательства
МФПМП - муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
ДМБ - Дом малого бизнеса
ИРП - АНО "Институт развития предпринимательства"
ВРСП - Воронежский региональный союз предпринимателей "Опора"
ПМП - поддержка малого предпринимательства
МП - малое предпринимательство
ИП - индивидуальный предприниматель
МСП - малое и среднее предпринимательство
ЦФО - Центральный федеральный округ
ЦЧР - Центрально-Черноземный регион
ВГУ - Воронежский государственный университет
ВГТУ - Воронежский государственный технический университет
ВЭПИ - Воронежский экономико-правовой институт
ИММиФ - Институт менеджмента, маркетинга и финансов
ВИЭСУ - Воронежский институт экономики и социального управления
ВФ ВЗФЭИ - Воронежский филиал Всероссийского заочного финансово-
экономического института
ВГАУ - Воронежский государственный аграрный университет
ВРОО - Воронежская региональная общественная организация
"ФТВО" - "Федерация туризма Воронежской области"
АНО "ЦФУ" - Автономная некоммерческая организация "Центр финансовых
услуг"
ГФУ - Главное финансовое управление администрации Воронежской
области
ТПП РФ - Торгово-промышленная палата Российской Федерации
ЦМС - Центр международного сотрудничества
ЦЧБ СБ РФ - Центрально-Черноземный банк Сбербанка Российской
Федерации
| |
Наименование программы | Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год |
Основание разработки программы | Закон Воронежской области от 17 ноября 1997 года N 20-II-ОЗ "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" |
Государственный заказчик программы | Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области |
Основные разработчики программы | Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области; Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области |
Цель программы | Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, способствующих активизации предпринимательской деятельности, росту числа предпринимателей и малых предприятий и на этой основе укреплению экономики области и социальной стабильности в обществе |
Основные задачи программы | 1. Сократить административные барьеры при развитии малого предпринимательства и туризма, обеспечить улучшение внешней среды для деятельности предпринимателей и малых предприятий, минимизацию административно- разрешительной и контролирующей практики (обеспечит развитие предпринимательской активности и прирост числа субъектов малого предпринимательства в количестве не менее 3,4 тыс.). 2. Усовершенствовать нормативную правовую базу Воронежской области (в рамках федерального законодательства), регулирующую деятельность субъектов малого предпринимательства и туризма, предусматривающую реализацию основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства, равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и органов государственной власти, защиту законных интересов предпринимателей. 3. Усовершенствовать систему налогообложения субъектов малого предпринимательства (в рамках федерального законодательства) с целью более полного учета особенностей ведения предпринимательской деятельности в Воронежской области и оптимизации налоговой нагрузки (обеспечит легализацию деятельности субъектов малого предпринимательства, расширение налогооблагаемой базы, налоговые поступления в территориальный бюджет в размере не менее чем 577,9 млн. рублей). 4. Расширить доступ предпринимателей к ресурсной поддержке (финансово-кредитной и имущественной) путем совершенствования механизмов ее предоставления (в рамках областного законодательства), привлечения дополнительных инвестиций в малый бизнес области, в том числе за счет активизации межрегионального и международного сотрудничества. 5. Обеспечить развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем создания недостающих объектов инфраструктуры в функциональном и территориальном разрезе, а также укрепления материально-технической базы действующих инфраструктурных организаций (создать 1 муниципальный фонд ПМП, 2 центра поддержки предпринимательства в сельских районах области, завершить организационное оформление Воронежского областного Дома малого бизнеса). 6. Повысить профессионализм кадров в предпринимательской среде, а также работников объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и муниципальных служащих, курирующих сферу предпринимательства. Приоритетными задачами программы являются: - сокращение административных барьеров при развитии малого бизнеса, создание благоприятного предпринимательского климата; - совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства, оптимизация налоговой нагрузки с учетом местных условий их деятельности, упрощение процедур ведения учета и представления налоговой отчетности; - обеспечение ресурсной поддержки (финансово- кредитной и имущественной) субъектов малого предпринимательства |
Перечень основных мероприятий | Раздел I. Совершенствование нормативно- правовой базы МП
1.1. Подготовка предложений в проекты законов Воронежской области: 1.1.1. "О внесении изменений в закон Воронежской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области" в рамках полномочий, предоставленных статьей 346.27 НК РФ. 1.1.2. "О внесении изменений в закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области". 1.1.3. "О туризме и туристской индустрии в Воронежской области".
Раздел II. Развитие инфраструктуры поддержки МП
2.1. Развитие ГФПМПВО. 2.2. Развитие Воронежского областного Дома малого бизнеса. 2.3. Развитие сети центров поддержки предпринимательства в районах области. 2.4. Развитие сети муниципальных фондов поддержки МП в районах области. 2.5. Развитие региональной системы бизнес- инкубирования (реализация проектов АНО "Рамонский районный ЦПП" и ассоциация "БИ "Воронеж-Орбита-Сервис", отобранных в 2003 году к финансированию за счет средств областного бюджета). 2.6. Развитие региональной системы молодежного предпринимательства. 2.7. Развитие региональной системы промышленной субконтрактации и инновационного предпринимательства.
Раздел III. Финансово-кредитная поддержка МП
3.1. Предоставление займов субъектам МП на условиях микрокредитования. 3.2. Финансирование проектов субъектов МП на конкурсной основе в следующих формах: - в форме непосредственного предоставления займов субъектам МП на реализацию их проектов; - в форме предоставления займов субъектам МП в целях выплат процентных платежей по кредитам, предоставляемым банками Воронежской области субъектам МП; - в форме создания гарантийного фонда ГФПМПВО и предоставления гарантий и залога (за счет активов гарантийного фонда ГФПМПВО) за субъекты МП по кредитам коммерческих банков. 3.3. Содействие развитию кредитной потребительской кооперации (в том числе сельскохозяйственной). 3.4. Поддержка лизингового финансирования субъектов МП. 3.5. Развитие новых форм финансово-кредитной поддержки МП (франчайзинг, микрокредитование, взаимное кредитование и страхование, гарантийное/залоговое обеспечение и т.д.); развитие микрокредитной сети в районах области совместно с фондом "ФОРА".
Раздел IV. Организационное, научно- методическое, кадровое и информационное обеспечение МП
Организационное обеспечение: 4.1. Организация работы Координационного совета по малому предпринимательству при главе администрации Воронежской области, Малого совета и комиссий в составе Координационного совета. 4.2. Участие в работе Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. 4.3. Организация работы межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. 4.4. Организация работы межведомственной комиссии по координации единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно". 4.5. Организация работы комиссии по предотвращению оборота фальсифицированных горюче-смазочных материалов на территории Воронежской области. 4.6. Организация работы комиссии по упорядочени ю деятельности игорных заведений и контролю за соблюдением законности в сфере игорного бизнеса. 4.7. Организация работы комиссии по формированию цивилизованного рынка риэлторских услуг на территории Воронежской области. 4.8. Организация работы межведомственной комиссии по становлению и развитию туризма. 4.9. Организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства и туризма: семинаров, совещаний, конференций, выставок, ярмарок, "круглых столов". 4.10. Проведение областных конкурсов: - "Лучшее предприятие бытового обслуживания 2003 года"; - "Деловая женщина-предприниматель 2003 года"; - "Лучшее малое предприятие/предприниматель 2004 года"; - "Лучшее предприятие туриндустрии". 4.11. Организация проведения IV съезда предпринимателей Воронежской области. 4.12. Содействие созданию общественных организаций предпринимателей в районах области. 4.13. Содействие гражданам в самозанятости и предпринимательской деятельности в виде: - информационных и консультационных услуг безработным гражданам по организации самозанятости и предпринимательской деятельности; - организация обучающих программ самозанятости и повышения квалификации, проведения целевых семинаров; - проведение целевых ярмарок вакансий. 4.14. Участие в организации проведения в Воронежской области научно-практической конференции ЦФО по проблемам развития МП. 4.15. Организация чековой системы оплаты за консалтинговые услуги предпринимателям. Научное и методическое обеспечение: 4.16. Оказание методической помощи органам местного самоуправления в разработке муниципальных программ поддержки и развития МП. 4.17. Проведение исследований и мониторинга состояния развития предпринимательства области. Формирование информационной базы для научного анализа экономических и социальных проблем МП. Выпуск научного журнала по проблемам МП. 4.18. Издание методических, справочно- информационных тематических сборников, в том числе: - "Перечень действующих программ поддержки предпринимательства"; - "Молодежь: Начни свой бизнес"; - "Бизнес-планирование: от общего к частному"; - Серия "Школа предпринимателя"; - "Энциклопедия предпринимателя" - часть III; - "Бизнес в народном творчестве"; - "Ремесло - искусство и предпринимательство"; - "Семейный бизнес". Кадровое обеспечение: 4.19. Обеспечение подготовки и переподготовки, стажировок и тренингов занимающихся поддержкой МП государственных служащих Воронежской области и муниципальных служащих по согласованию с органами местного самоуправления, руководителей и сотрудников субъектов инфраструктуры поддержки МП. 4.20. Совершенствование системы подготовки предпринимателей по вопросам открытия и ведения бизнеса. 4.21. Организация подготовки массовых профессий для торговли и общественного питания. Информационное обеспечение: 4.22. Актуализация Интернет-ресурса "Система государственной (областной) поддержки малого предпринимательства Воронежской области". 4.23. Внедрение второй очереди единой информационной системы по координации контроля за деятельностью предпринимательских структур и единого реестра хозяйствующих субъектов Воронежской области. 4.24. Организация работы "горячей линии" для предпринимателей. 4.25. Выпуск информационного бюллетеня "Инвестиции и малый бизнес". 4.26. Подготовка и издание справочника "Инфраструктура поддержки МП Воронежской области". 4.27. Разработка и издание рекламно- информационного издания "Воронежский край: Туризм и отдых". 4.28. Разработка и издание рекламных буклетов, карт, схем и проспектов по различным районам, видам и направлениям туристской деятельности. 4.29. Изготовление рекламного видеоролика о т уристских возможностях Воронежской области (продолжительность - 5 минут). 4.30. Изготовление рекламного CD-диска о туристских возможностях Воронежской области (700 Mb). 4.31. Изготовление сувенирной продукции.
Раздел V. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере МП
5.1. Изучение и анализ мирового опыта поддержки и развития МСП. 5.2. Осуществление международного сотрудничества в сфере развития МП с зарубежными городами (регионами) - побратимами г. Воронежа и области. Участие в разработке межрегиональных/международных соглашений, договоров, программ поддержки и развития МП; организация визитов международных делегаций и представителей иностранных предприятий и организаций. 5.3. Создание банка данных (специализированной деловой библиотеки) о зарубежных и межрегиональных партнерах (потенциальные инвесторы, заказчики, поставщики оборудования, подрядчики и др.) с размещением его в сети Интернет; выпуск справочника. 5.4. Участие в ежегодных международных туристских выставках: "Туризм и отдых МITF- 2004", "Московская международная туристская выставка (MITT-2004)" |
Срок реализации программы | 2004 год |
Объем и источники финансирования программы | Ресурсное обеспечение программы: - средства областного бюджета (в соответствии с законом Воронежской области от 31 декабря 2003 года N 75-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год") в сумме 5973 тыс. рублей; - средства ДФГСЗНВО (в соответствии с распоряжением администрации области от 11.07.2002 N 1286-р и Планом совместных мероприятий по развитию предпринимательства на 2004 год) в сумме 1405 тыс. рублей; - собственные средства ГФПМПВО в сумме 3400 тыс. рублей; - средства ФФПМП (в виде займов под государственную гарантию Воронежской области в сумме 6 млн. рублей в соответствии с законом Воронежской области от 31 декабря 2003 года N 75- ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год") в сумме 4500 тыс. рублей; - средства ЦЧБ СБ РФ (в виде кредита под залог объектов областного залогового фонда стоимостью 10 млн. рублей) в сумме 7000 тыс. рублей. Всего на развитие малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год предусмотрено 22278 тыс. рублей |
| |
Система организации контроля за исполнением программы | Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Оперативное упр авление программой проводится Главным управлением по развитию предпринимательства и потребительского рынка в соответствии с разработанным планом мероприятий по выполнению программы, определяющим сроки и конкретных исполнителей мероприятий. Основные направления в организации управления и контроля за исполнением программы следующие: - организация государственным заказчиком программы отбора исполнителей работ (услуг) на конкурсной основе по выполнению мероприятий программы в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов. Дальнейшая реализация данных мероприятий обеспечивается на основе договоров заказчика мероприятий с исполнителями работ (услуг), заключаемых в установленном порядке и определяющих права и обязанности сторон, регулирующих иные отношения; - осуществление межведомственной координации работ по выполнению программных мероприятий развития и государственной поддержки малого предпринимательства в области; - проведение мониторинга реализации мероприятий программы и ежеквартальное информирование областной Думы и Главного управления экономического развития администрации области о ходе выполнения программы до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; - организация деятельности Координационного совета по малому предпринимательству при главе администрации Воронежской области, межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства с целью выработки согласованных решений совершенствования государственной политики по малому бизнесу и повышения эффективности управления программой; - проведение финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Воронежской области, включающего проверки: 1. Управления федерального казначейства по Воронежской области. 2. Главного финансового управления администрации Воронежской области. 3. Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Воронежской области. 4. Контрольно-счетной палаты Воронежской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации мероприятий программы в 2004 году будут достигнуты следующие социально- экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства: 1. Показатели экономической эффективности: 1.1. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства не менее чем на 3,4 тыс. единиц (4,2%). 1.2. Увеличение численности работников в малом бизнесе не менее чем на 15,8 тыс. чел. (5,4%). 1.3. Обеспечение прироста объемов производства товаров и услуг предприятиями малого бизнеса не менее чем на 1,8 млрд. рублей - 10,0% в действующих ценах и 1,5% в сопоставимых ценах. 1.4. Сохранение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт на уровне не менее чем 17%. 2. Показатели бюджетной эффективности: 2.1. Повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (по сопоставимому контингенту налогоплательщиков) в 2,3 раза. 3. Показатели социальной эффективности: 3.1. Создание дополнительных рабочих мест в количестве не менее чем 13,2 тыс. единиц. 3.2. Достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты : - снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, уволенных в запас военнослужащих и трудоустройство других социально незащищенных категорий населения; - повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в области; - насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения; - совершенствование отраслевой структуры области путем заполнения малыми предприятиями "свободной ниши" по организации новых производств и услуг; технологическое взаимодействие крупных, средних и малых предприятий по оказанию последними всевозможных услуг и производству комплектующих изделий для крупных и средних предприятий; эффективное использование незагруженных производственных мощностей крупных предприятий и, как следствие, общее увеличение предприятиями объемов производства продукции и рост валового регионального продукта |
Координатор программы | Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области |
| |
Исполнители мероприятий программы | ГУРППР, ГФПМПВО, ГУЭР, УМНС, ДФГСЗНВО, УВЭДМС, структурные подразделения администрации области, региональная комиссия по организации подготовки управленческих кадров, ИРП, ВГУ, ВОКГС, ВРАПМСБ, ВРЦПП, ЦМС, ВРСП "Опора", другие общественные и некоммерческие организации (по согласованию) |
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 1163-р, сформулированы основные принципы и направления развития экономики России и устойчивого повышения уровня жизни населения. Одним из главных средств достижения целей программы определено развитие малого предпринимательства как долгосрочного внутреннего потенциала динамичного роста российской экономики и качественного улучшения жизненного уровня в стране.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" развитию малого бизнеса также отведено одно из ведущих мест как способствующему демократическому развитию общества, завоеванию Россией достойного места в мировой экономической системе, становлению цивилизованного рынка и правового государства. Малый бизнес позволит гражданам России зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать средства в экономику страны, создавать в регионах собственные источники формирования бюджета. При этом эффективное ведение малого бизнеса невозможно без устранения препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность. В таком государстве, как Россия, надо учитывать и региональную специфику, активизировать те внутренние факторы и те направления в малом бизнесе, которые уже доказали свою жизнеспособность на практике.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год по многим позициям продолжает комплекс мер по развитию малого предпринимательства в области, утвержденный в программе 2003 года, и базируется на положительных результатах ее выполнения. Одновременно она направлена на последовательное осуществление государственной политики поддержки малого бизнеса, обозначенной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Необходимость разработки Программы вызвана теми конечными социально-экономическими результатами, достижение которых развитие малого бизнеса призвано обеспечить: укрепление экономики региона, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, повышение жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности в обществе.
1.1. Общий анализ состояния малого предпринимательства
Предпринимательство в Воронежской области за период 2000 - 2002 годов и 9 месяцев 2003 года представлено следующими показателями:
Таблица 1
Основные показатели
развития малого предпринимательства Воронежской области
за 2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 года (в динамике)