Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"

Положение детей-инвалидов


В области зарегистрировано 6138 детей-инвалидов. На протяжении нескольких лет среди заболеваний, обусловивших детскую инвалидность, на первом месте находятся психические расстройства, на втором месте - болезни нервной системы, третье место занимают врожденные аномалии. На долю этих трех классов заболеваний приходится 63,1% причин общей инвалидности детей (в 2007 году - 62,1%). Среди ведущих ограничений жизнедеятельности по-прежнему преобладают ограничения способности адекватного поведения - у 30,9% детей, передвижения - у 26,8% детей, общения - у 17,8% детей, навыков самообслуживания - у 15,8%.

В Воронежской области имеется широкая сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 21 специальная школа-интернат, один специальный детский дом, в которых обучается на начало 2008 - 2009 учебного года 2241 ребенок-инвалид и детей с ограниченными возможностями.

В 14 специальных школах и школах-интернатах VII и VIII вида обучаются 1572 ребенка с нарушением интеллекта. В двух таких школах (город Воронеж и Борисоглебский городской округ) работают 6 классов для глубоко умственно отсталых детей. В трех специальных школах для детей с нарушением слуха городов Боброва, Воронежа и Павловска обучается 273 ребенка-инвалида по слуху. В Острогожском специальном детском доме обучается 31 ребенок-инвалид с нарушением слуха. В 2 спецшколах для детей с нарушением зрения в городах Воронеже и Павловске обучается 209 слепых и слабовидящих учащихся.

В Воронежской специальной школе-интернате N 9 обучается 74 ребенка-инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), в Воронежской специальной школе-интернате N 8 обучаются 70 учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Комплекс реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями реализуется в специализированных учреждениях для несовершеннолетних системы социальной защиты населения (город Воронеж, Борисоглебский городской округ, Бутурлиновский, Острогожский, Рамонский районы). Кроме того, дети с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта воспитываются в четырех специальных дошкольных учреждениях.

В сфере разработки программ развития физической культуры и спорта среди детей с ограниченными умственными и физическими возможностями лидирующее место по-прежнему занимала специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва инвалидов (СДЮСШОРИ). СДЮСШОРИ ежегодно проводит областные соревнования среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различные нозологические заболевания, успешно развивает 24 паралимпийских, сурдлимпийских и спецолимпийских видов спорта. Школа имеет свои филиалы в городах Воронеж, Борисоглебск, Бобров, Лиски, Павловск, селе Новая Усмань, поселке Хреновое Бобровского муниципального района Воронежской области. Занятия по индивидуальным и семейным реабилитационным программам проводят отделения по адаптивной физической культуре: физкультурно-оздоровительное, физкультурно-коррекционное и спортивно-оздоровительное.

Вместе с тем большинство районов Воронежской области по-прежнему испытывают острую потребность в предоставлении реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Значительные проблемы с организацией социального обслуживания детей-инвалидов отмечаются в сельской местности Воронежской области.

В целом реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей в Воронежской области в период с 2007-го по 2010 год способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработке общих подходов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления Воронежской области к решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов бюджетов всех уровней на решении наиболее актуальных проблем детства.

Дальнейшее решение вышеперечисленных проблем в 2011 - 2014 годах возможно исключительно программно-целевым методом. Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Воронежской области могут стать:

- несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед исполнительными органами государственной власти Воронежской области;

- неэффективное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных проблем улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития Воронежской области;

- прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, отсутствие планируемых показателей дальнейшего снижения материнской, детской и младенческой смертности;

- ухудшение условий социализации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;

- увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;

- снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отсутствие программно-целевого метода реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.