В Воронежской области сложилась определенная инфраструктура работы с одаренными детьми. Более 105 тысяч детей и подростков занимаются в 139 учреждениях дополнительного образования детей. Для учащихся, проявляющих особые склонности к изучению различных учебных предметов, создана сеть общеобразовательных учреждений нового вида, в т.ч. гимназии, лицеи и др. Более 26% школьников обучаются в классах с углубленным изучением учебных дисциплин. Для них в образовательных учреждениях созданы научные общества учащихся, в которых занимаются более 4,8 тысячи старшеклассников. Около 100 одаренных детей обучаются по индивидуально ориентированным учебным планам.
Существующая система выявления и поддержки одаренных детей позволяет охватить не более 19 процентов от общей численности детского населения школьного возраста. В Российской Федерации доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью, составляет 25% от общей численности детского населения.
Факторами, сдерживающими дальнейшую работу по выявлению и развитию одаренных детей, являются недостаточное оснащение оборудованием экспериментальных площадок, внедряющих новые методики работы с одаренными детьми, отсутствие необходимого количества мастер-классов, специалистов (педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта), обладающих методиками оказания индивидуальной помощи детям, проявляющим способности в учебе.
Требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях. В этой связи на государственном уровне должно оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями.