Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

Развернутая постановка нерешенных проблем


Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе.

Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлена долгосрочная областная целевая программа "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013 - 2017 годы", является дальнейшее расширение и модернизация сети ДОУ Воронежской области, обеспечение условий для получения доступного и качественного дошкольного образования в городской и сельской местности. Решение указанных проблем возможно только в рамках использования программно-целевого метода.

Общая численность детей дошкольного возраста в Воронежской области на 01.01.2012 составляет 149866 человек.

Принятые меры в ходе реализации областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы" позволили увеличить количество детей, получивших дошкольное образование, до 53%, но за счет увеличения количества детей дошкольного возраста очередность не уменьшилась и составила 16% от общего количества детей дошкольного возраста.

Отсутствие возможности обеспечить всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях вызывает не только социальное напряжение, но и создает неравенство стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.

В настоящее время на каждые 100 мест в ДОУ области в среднем приходится 137,2 детей дошкольного возраста, в г. Воронеже - 132,7 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях (таблица 3).

Таблица 3

Наименование
  муниципального района
  (городского округа)

Количество
  детей от
  3 до 7 лет на
  2012 год

Количество
  мест в
  дошкольных
  учреждениях

Соотношение
  детей/мест
 (в расчете на 100
  мест
  в дошкольных
  учреждениях)

Аннинский район

1192

709

168,1

Бобровский район

1580

1352

116,9

Богучарский район

1412

1035

136,4

Борисоглебский городской
 округ

2684

2483

108,1

Бутурлиновский район

1910

1130

169,0

Верхнемамонский

791

747

105,9

Верхнехавский район

1104

396

278,8

Воробьевский район

666

530

125,7

Грибановский район

1130

850

132,9

Калачеевский район

1966

1275

154,2

Каменский район

723

538

134,4

Кантемировский район

1243

1133

109,7

Каширский район

904

149

606,7

Лискинский район

4078

3200

127,4

Нижнедевицкий район

399

326

122,4

Новоусманский район

2681

1666

160,9

Новохоперский район

1558

908

127,5

Ольховатский район

671

505

132,9

Острогожский район

1834

900

203,8

Павловский район

2290

2176

105,2

Панинский район

935

405

230,9

Петропавловский район

591

265

223,0

Поворинский район

1235

575

214,8

Подгоренский район

913

652

140,0

Рамонский район

995

913

109,0

Репьевский район

233

155

150,3

Россошанский район

3634

3734

97,3

Семилукский район

2192

1202

182,4

Таловский район

1524

887

171,8

Терновский район

720

601

119,8

Хохольский район

865

490

176,5

Эртильский район

981

435

225,5

Городской округ г.
 Нововоронеж

1149

1615

71,1

Городской округ г.
 Воронеж

35772

26950

132,7

ИТОГО

83511

60887

137,2

Наименьшая обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях отмечается в Каширском, Верхнехавском, Панинском, Эртильском, Петропавловском, Поворинском и Острогожском муниципальных районах - от 203,8 до 606,7 детей на 100 мест.

Таблица 4

Наименование
  муниципального района
  (городского округа)

Отсроченная очередность

Очередность

детей от 0
  до 3 лет

заявлений
  на
 устройство
  в ДОУ

% от
  общего
 количества

детей от 3
  до 7 лет

заявлений
  на
 устройство
  в ДОУ

% от
  общего
 количества

Аннинский район

1182

281

23,8

1192

62

5,2

Бобровский район

1309

194

14,8

1580

126

8,0

Богучарский район

1063

145

13,6

1412

128

9,1

Борисоглебский городской
 округ

2480

1166

47

2684

312

11,6

Бутурлиновский район

2007

520

25,9

1910

76

4,0

Верхнемамонский р айон

435

102

23,4

791

45

5,7

Верхнехавский район

719

231

32,1

1104

62

5,6

Воробьевский район

670

30

4,5

666

15

2,3

Грибановский район

956

0

0,0

1130

13

1,2

Калачеевский район

1520

244

16,1

1966

57

2,9

Каменский район

503

0

0,0

723

0

0,0

Кантемировский район

1121

13

1,2

1243

35

2,8

Каширский район

858

221

25,8

904

120

13,3

Лискинский район

3465

502

14,5

4078

50

1,2

Нижнедевицкий район

573

0

0,0

399

0

0,0

Новоусманский район

2217

683

30,8

2681

590

22,0

Новохоперский район

956

236

24,7

1558

0

0

Ольховатский район

772

375

48,6

671

120

17,9

Острогожский район

983

218

22,2

1834

29

1,6

Павловский район

1950

617

31,6

2290

143

6,2

Панинский район

320

105

32,8

935

27

2,9

Петропавловский район

499

121

24,2

591

53

9,0

Поворинский район

988

358

36,2

1235

210

17,0

Подгоренский район

786

0

0,0

913

20

2,2

Рамонский район

824

134

16,3

995

129

13,0

Репьевский район

269

0

0,0

233

19

8,2

Россошанский район

3037

856

28,2

3634

0

0,0

Семилукский район

2617

847

32,4

2192

187

8,5

Таловский район

1200

0

0,0

1524

0

0,0

Терновский район

477

9

1,9

720

8

1,1

Хохольский район

411

248

60,3

865

108

12,5

Эртильский район

754

40

5,3

981

132

13,5

Городской округ г.
 Нововоронеж

971

390

40,2

1149

16

1,4

Городской округ г.
 Воронеж

31099

18720

60,2

35772

3295

9,2

ИТОГО

69991

27606

39,4

83511

6254

7,5

Различная ситуация по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях и по населенным пунктам. Наибольший дефицит наблюдается в городском округе город Воронеж, городе Борисоглебске, районных центрах Семилуки, Панино, Эртиль и в крупных поселениях от 5 тысяч жителей и выше.

В результате сложившейся ситуации в большинстве населенных пунктов при устройстве детей 3 - 7 лет в дошкольные учреждения сформировался отсроченный спрос на услуги дошкольного образования.

Наибольшее количество детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, отмечается в Новоусманском, Поворинском, Семилукском, Павловском, Эртильском и Богучарском муниципальных районах, а также в городском округе город Воронеж и Борисоглебском городском округе.

Наибольший отсроченный спрос фиксируется в городских округах город Воронеж, город Нововоронеж и Борисоглебском городском округе, а также в Хохольском, Ольховатском, Верхнехавском, Поворинском, Панинском и Семилукском муниципальных районах.

Решение задачи по созданию дополнительных мест для полного удовлетворения спроса на услуги дошкольного образования возможно по нескольким направлениям, в том числе за счет нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования с целью создания новых мест. Новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт существующих помещений дошкольных учреждений наиболее актуальны для городского округа город Воронеж, районных центров и крупных сельских населенных пунктов. В иных населенных пунктах актуальным является реконструкция и капитальный ремонт помещений школ для размещения на данных площадях новых мест с целью предоставления услуги по дошкольному образованию.

Кроме мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту муниципальных ДОУ, муниципальными образованиями области решается вопрос о возврате зданий ДОУ, ранее закрытых или перепрофилированных под иные цели. Создан реестр данных учреждений, и в муниципальные программы ликвидации очередности включены мероприятия, направленные на решение проблемы общедоступности дошкольного образования.

Также в систему дошкольного образования необходимо внедрять принципы управления, в частности обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых, в том числе в форме частно-государственного партнерства (далее - ЧГП). Данная форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом позволяет обеспечить финансирование создания, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги за счет долгосрочного характера отношений, объединение ресурсов и распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнерами. Развитие частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования является одним из путей повышения его эффективности.

Одной из наиболее перспективных форм ЧГП в сфере дошкольного образования Воронежской области является заключение концессионных соглашений.

Также особую стратегическую важность при строительстве детских дошкольных учреждений приобретает внедрение инновационных технологий, то есть строительство на основе быстровозводимых крупноблочных конструкций с учетом современных тенденций в области энергосбережения. Использование данных технологий позволит сократить сроки строительства, оптимизировать капитальные вложения за счет снижения стоимости оборудования и материалов, а также сокращения затрат на эксплуатацию и содержание.

Формы сотрудничества, основанные на принципах концессии, имеют наибольшую перспективу при строительстве новых зданий дошкольных учреждений на основе быстровозводимых крупноблочных конструкций.

Для формирования конкурентоспособной системы дошкольного образования Воронежской области необходимо внедрение и развитие новых форм ДОУ в соответствии с запросами населения, таких как семейные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, ДОУ "мини-детский сад", частные детские сады. В Воронежской области утверждены примерные положения вариативных форм развития дошкольного образования, которые направлены муниципальным районам области для руководства в работе. Как показали опросы населения, необходимость создания новых организационных моделей дошкольного образования крайне высока, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Кроме того, необходимо увеличение количества групп с разным режимом работы и групп для детей раннего возраста, а также создание новых организационных моделей дошкольного образования для развития детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

В настоящее время в Воронежской области осуществляется комплекс мер по государственной поддержке граждан для содействия в получении услуг по дошкольному образованию в негосударственных ДОУ, имеющих государственную аккредитацию, в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности в части финансирования расходов на оплату труда и учебные расходы. В настоящее время в Воронежской области функционируют 8 негосударственных ДОУ, где проходят обучение 1268 дошкольников. Планируется развитие и совершенствование данной формы дошкольных учреждений.

Проблема повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очереди в ДОУ. Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию. Необходимо внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства. С целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями необходимо создавать управленческие и попечительские советы в ДОУ. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Необходимо активизировать работу родительских советов, создать их в каждом муниципальном образовании. Вся работа с родителями должна начинаться на уровне детского сада. Приоритетной задачей каждого руководителя ДОУ является создание активного, авторитетного органа управления в своем учреждении.