Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе.
Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлена долгосрочная областная целевая программа "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013 - 2017 годы", является дальнейшее расширение и модернизация сети ДОУ Воронежской области, обеспечение условий для получения доступного и качественного дошкольного образования в городской и сельской местности. Решение указанных проблем возможно только в рамках использования программно-целевого метода.
Общая численность детей дошкольного возраста в Воронежской области на 01.01.2012 составляет 149866 человек.
Принятые меры в ходе реализации областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы" позволили увеличить количество детей, получивших дошкольное образование, до 53%, но за счет увеличения количества детей дошкольного возраста очередность не уменьшилась и составила 16% от общего количества детей дошкольного возраста.
Отсутствие возможности обеспечить всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях вызывает не только социальное напряжение, но и создает неравенство стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.
В настоящее время на каждые 100 мест в ДОУ области в среднем приходится 137,2 детей дошкольного возраста, в г. Воронеже - 132,7 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях (таблица 3).
Таблица 3
Наименование | Количество | Количество | Соотношение |
Аннинский район | 1192 | 709 | 168,1 |
Бобровский район | 1580 | 1352 | 116,9 |
Богучарский район | 1412 | 1035 | 136,4 |
Борисоглебский городской | 2684 | 2483 | 108,1 |
Бутурлиновский район | 1910 | 1130 | 169,0 |
Верхнемамонский | 791 | 747 | 105,9 |
Верхнехавский район | 1104 | 396 | 278,8 |
Воробьевский район | 666 | 530 | 125,7 |
Грибановский район | 1130 | 850 | 132,9 |
Калачеевский район | 1966 | 1275 | 154,2 |
Каменский район | 723 | 538 | 134,4 |
Кантемировский район | 1243 | 1133 | 109,7 |
Каширский район | 904 | 149 | 606,7 |
Лискинский район | 4078 | 3200 | 127,4 |
Нижнедевицкий район | 399 | 326 | 122,4 |
Новоусманский район | 2681 | 1666 | 160,9 |
Новохоперский район | 1558 | 908 | 127,5 |
Ольховатский район | 671 | 505 | 132,9 |
Острогожский район | 1834 | 900 | 203,8 |
Павловский район | 2290 | 2176 | 105,2 |
Панинский район | 935 | 405 | 230,9 |
Петропавловский район | 591 | 265 | 223,0 |
Поворинский район | 1235 | 575 | 214,8 |
Подгоренский район | 913 | 652 | 140,0 |
Рамонский район | 995 | 913 | 109,0 |
Репьевский район | 233 | 155 | 150,3 |
Россошанский район | 3634 | 3734 | 97,3 |
Семилукский район | 2192 | 1202 | 182,4 |
Таловский район | 1524 | 887 | 171,8 |
Терновский район | 720 | 601 | 119,8 |
Хохольский район | 865 | 490 | 176,5 |
Эртильский район | 981 | 435 | 225,5 |
Городской округ г. | 1149 | 1615 | 71,1 |
Городской округ г. | 35772 | 26950 | 132,7 |
ИТОГО | 83511 | 60887 | 137,2 |
Наименьшая обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях отмечается в Каширском, Верхнехавском, Панинском, Эртильском, Петропавловском, Поворинском и Острогожском муниципальных районах - от 203,8 до 606,7 детей на 100 мест.
Таблица 4
Наименование | Отсроченная очередность | Очередность | ||||
детей от 0 | заявлений | % от | детей от 3 | заявлений | % от | |
Аннинский район | 1182 | 281 | 23,8 | 1192 | 62 | 5,2 |
Бобровский район | 1309 | 194 | 14,8 | 1580 | 126 | 8,0 |
Богучарский район | 1063 | 145 | 13,6 | 1412 | 128 | 9,1 |
Борисоглебский городской | 2480 | 1166 | 47 | 2684 | 312 | 11,6 |
Бутурлиновский район | 2007 | 520 | 25,9 | 1910 | 76 | 4,0 |
Верхнемамонский р айон | 435 | 102 | 23,4 | 791 | 45 | 5,7 |
Верхнехавский район | 719 | 231 | 32,1 | 1104 | 62 | 5,6 |
Воробьевский район | 670 | 30 | 4,5 | 666 | 15 | 2,3 |
Грибановский район | 956 | 0 | 0,0 | 1130 | 13 | 1,2 |
Калачеевский район | 1520 | 244 | 16,1 | 1966 | 57 | 2,9 |
Каменский район | 503 | 0 | 0,0 | 723 | 0 | 0,0 |
Кантемировский район | 1121 | 13 | 1,2 | 1243 | 35 | 2,8 |
Каширский район | 858 | 221 | 25,8 | 904 | 120 | 13,3 |
Лискинский район | 3465 | 502 | 14,5 | 4078 | 50 | 1,2 |
Нижнедевицкий район | 573 | 0 | 0,0 | 399 | 0 | 0,0 |
Новоусманский район | 2217 | 683 | 30,8 | 2681 | 590 | 22,0 |
Новохоперский район | 956 | 236 | 24,7 | 1558 | 0 | 0 |
Ольховатский район | 772 | 375 | 48,6 | 671 | 120 | 17,9 |
Острогожский район | 983 | 218 | 22,2 | 1834 | 29 | 1,6 |
Павловский район | 1950 | 617 | 31,6 | 2290 | 143 | 6,2 |
Панинский район | 320 | 105 | 32,8 | 935 | 27 | 2,9 |
Петропавловский район | 499 | 121 | 24,2 | 591 | 53 | 9,0 |
Поворинский район | 988 | 358 | 36,2 | 1235 | 210 | 17,0 |
Подгоренский район | 786 | 0 | 0,0 | 913 | 20 | 2,2 |
Рамонский район | 824 | 134 | 16,3 | 995 | 129 | 13,0 |
Репьевский район | 269 | 0 | 0,0 | 233 | 19 | 8,2 |
Россошанский район | 3037 | 856 | 28,2 | 3634 | 0 | 0,0 |
Семилукский район | 2617 | 847 | 32,4 | 2192 | 187 | 8,5 |
Таловский район | 1200 | 0 | 0,0 | 1524 | 0 | 0,0 |
Терновский район | 477 | 9 | 1,9 | 720 | 8 | 1,1 |
Хохольский район | 411 | 248 | 60,3 | 865 | 108 | 12,5 |
Эртильский район | 754 | 40 | 5,3 | 981 | 132 | 13,5 |
Городской округ г. | 971 | 390 | 40,2 | 1149 | 16 | 1,4 |
Городской округ г. | 31099 | 18720 | 60,2 | 35772 | 3295 | 9,2 |
ИТОГО | 69991 | 27606 | 39,4 | 83511 | 6254 | 7,5 |
Различная ситуация по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях и по населенным пунктам. Наибольший дефицит наблюдается в городском округе город Воронеж, городе Борисоглебске, районных центрах Семилуки, Панино, Эртиль и в крупных поселениях от 5 тысяч жителей и выше.
В результате сложившейся ситуации в большинстве населенных пунктов при устройстве детей 3 - 7 лет в дошкольные учреждения сформировался отсроченный спрос на услуги дошкольного образования.
Наибольшее количество детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, отмечается в Новоусманском, Поворинском, Семилукском, Павловском, Эртильском и Богучарском муниципальных районах, а также в городском округе город Воронеж и Борисоглебском городском округе.
Наибольший отсроченный спрос фиксируется в городских округах город Воронеж, город Нововоронеж и Борисоглебском городском округе, а также в Хохольском, Ольховатском, Верхнехавском, Поворинском, Панинском и Семилукском муниципальных районах.
Решение задачи по созданию дополнительных мест для полного удовлетворения спроса на услуги дошкольного образования возможно по нескольким направлениям, в том числе за счет нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования с целью создания новых мест. Новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт существующих помещений дошкольных учреждений наиболее актуальны для городского округа город Воронеж, районных центров и крупных сельских населенных пунктов. В иных населенных пунктах актуальным является реконструкция и капитальный ремонт помещений школ для размещения на данных площадях новых мест с целью предоставления услуги по дошкольному образованию.
Кроме мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту муниципальных ДОУ, муниципальными образованиями области решается вопрос о возврате зданий ДОУ, ранее закрытых или перепрофилированных под иные цели. Создан реестр данных учреждений, и в муниципальные программы ликвидации очередности включены мероприятия, направленные на решение проблемы общедоступности дошкольного образования.
Также в систему дошкольного образования необходимо внедрять принципы управления, в частности обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых, в том числе в форме частно-государственного партнерства (далее - ЧГП). Данная форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом позволяет обеспечить финансирование создания, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги за счет долгосрочного характера отношений, объединение ресурсов и распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнерами. Развитие частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования является одним из путей повышения его эффективности.
Одной из наиболее перспективных форм ЧГП в сфере дошкольного образования Воронежской области является заключение концессионных соглашений.
Также особую стратегическую важность при строительстве детских дошкольных учреждений приобретает внедрение инновационных технологий, то есть строительство на основе быстровозводимых крупноблочных конструкций с учетом современных тенденций в области энергосбережения. Использование данных технологий позволит сократить сроки строительства, оптимизировать капитальные вложения за счет снижения стоимости оборудования и материалов, а также сокращения затрат на эксплуатацию и содержание.
Формы сотрудничества, основанные на принципах концессии, имеют наибольшую перспективу при строительстве новых зданий дошкольных учреждений на основе быстровозводимых крупноблочных конструкций.
Для формирования конкурентоспособной системы дошкольного образования Воронежской области необходимо внедрение и развитие новых форм ДОУ в соответствии с запросами населения, таких как семейные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, ДОУ "мини-детский сад", частные детские сады. В Воронежской области утверждены примерные положения вариативных форм развития дошкольного образования, которые направлены муниципальным районам области для руководства в работе. Как показали опросы населения, необходимость создания новых организационных моделей дошкольного образования крайне высока, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Кроме того, необходимо увеличение количества групп с разным режимом работы и групп для детей раннего возраста, а также создание новых организационных моделей дошкольного образования для развития детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.
В настоящее время в Воронежской области осуществляется комплекс мер по государственной поддержке граждан для содействия в получении услуг по дошкольному образованию в негосударственных ДОУ, имеющих государственную аккредитацию, в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности в части финансирования расходов на оплату труда и учебные расходы. В настоящее время в Воронежской области функционируют 8 негосударственных ДОУ, где проходят обучение 1268 дошкольников. Планируется развитие и совершенствование данной формы дошкольных учреждений.
Проблема повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очереди в ДОУ. Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию. Необходимо внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства. С целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями необходимо создавать управленческие и попечительские советы в ДОУ. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Необходимо активизировать работу родительских советов, создать их в каждом муниципальном образовании. Вся работа с родителями должна начинаться на уровне детского сада. Приоритетной задачей каждого руководителя ДОУ является создание активного, авторитетного органа управления в своем учреждении.