Динамика ряда важнейших показателей родов
Основные показатели | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Число родов по Воронежской области | 18 965 | 18 230 | 18 046 |
Удельный вес нормальных родов, % | 31,0 | 32,6 | 30,3 |
Частота операции кесарева сечения, % | 16,9 | 17,2 | 18,7 |
Перинатальная смертность, промилле | 9,6 | 10,2 | 9,2 |
Материнская смертность (количество единиц на 100 000 детей, рожденных живыми) | 43,5 | 10,3 | 15,6 |
Основными причинами материнской смертности остаются тяжелые формы позднего гестоза, массивные акушерские кровотечения и тяжелая экстрагенитальная патология у беременных. Поздняя диагностика и несвоевременное выявление патологии у беременных в течение родового акта приводят к перинатальной потере детей.
В Воронежской области отмечается неблагоприятная динамика ряда важнейших показателей состояния здоровья детей и подростков. За последние пять лет показатель заболеваемости среди детей в возрасте до 14 лет увеличился на 21,7 процента, среди детей старшего подросткового возраста - на 24,1 процента. В структуре заболеваемости более 50 процентов случаев составляет хроническая патология. Диспансеризация в 2005 году выявила 175186,3 случая заболевания на 100 тыс. детей (0 - 14 лет) и 141594,1 случая заболеваний на 100 тыс. подростков (15 - 17 лет). Таким образом, в среднем на одного ребенка в возрасте до 14 лет приходится 1,75 случая заболевания в течение года, на одного подростка - 1,4 случая.
Наиболее часто встречающимися хроническими заболеваниями у детей являются: болезни органов пищеварения (гастрит и дуоденит), болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. У подростков в структуре хронической патологии на первом месте по частоте стоят болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем - болезни органов пищеварения.
Распространение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей имеет тенденцию к росту. До 37 процентов детского населения страдают нарушением осанки, что сопряжено с риском развития сколиотической болезни (предсколиозное состояние, сколиоз I степени). Особенно значительные изменения состояния опорно-двигательного аппарата наблюдаются у детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях. За период пребывания детей в учреждениях дошкольного и школьного образования распространенность сколиоза и нарушения осанки увеличивается в 5,7 раза.
Ухудшение качества питания в большинстве семей, гиподинамия, интенсификация процесса обучения в школе, серьезные проблемы в организации школьного питания позволяют прогнозировать увеличение численности детей и подростков с низким уровнем физического развития. Особую тревогу вызывает заметное отставание развития юношей призывного возраста от средних нормативных показателей. Ежегодно в Воронежской области отсрочку от призыва по недостаточности питания получают более 700 юношей призывного возраста. Отмеченная проблема является, в первую очередь, следствием социально-экономических факторов.
Продолжает снижаться доля здоровых детей среди новорожденных. Заболеваемость новорожденных возросла с 454,4 на 1000 родившихся в 2001 году до 659,3 в 2006 году, причем за период с 2004 года по 2006 год данный показатель увеличился на 9,8 процента. Рост заболеваемости новорожденных происходит в основном за счет увеличения частоты болезней перинатального периода, в частности внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах, замедления роста и недостатка питания.
В Воронежской области не уменьшается количество детей и подростков со сниженным зрением. Частота случаев снижения зрения увеличивается от младших к старшим возрастным группам, что особенно выражено среди детей школьного возраста. Если перед поступлением в детское дошкольное учреждение в 2005 году было выявлено 3,3 процента детей со сниженной остротой зрения, то перед поступлением в школу - 6,4 процента детей, при переходе к предметному обучению (4 - 5-й класс) - 12,8 процента, а перед окончанием школы (16 - 17 лет) - 16,7 процента. За период пребывания детей в учреждениях дошкольного и школьного образования частота случаев снижения зрения увеличивается более чем в 5 раз. Педагоги школ не всегда принимают активное участие в профилактике снижения зрения у детей и профилактике патологии опорно-двигательного аппарата, чрезмерно перегружают их на уроках и домашними заданиями.
Анализ сложившейся ситуации требует проведения дополнительных мероприятий по созданию организационно-методической базы для профилактики снижения зрения и заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Недостаточное программное обеспечение, количество диагностического оборудования сдерживают организацию лечебно-диагностического процесса на современном уровне, внедрение новых медицинских технологий. Низкий уровень технического оснащения медицинских учреждений (отсутствие компьютеров) не позволяют обеспечивать мониторинг диспансерных больных.