В Воронежской области сложилась определенная инфраструктура работы с одаренными детьми. Более 90 тыс. подростков занимаются в 127 учреждениях дополнительного образования. Для учащихся, проявляющих особые наклонности и склонности к изучению различных учебных предметов, создана сеть общеобразовательных учреждений нового вида, в т.ч. гимназии, лицеи и др. Более 20 процентов школьников обучаются в классах с углубленным изучением учебных дисциплин. Для них в образовательных учреждениях созданы научные общества учащихся, в которых занимаются более 4,5 тыс. старшеклассников. Около 100 одаренных детей обучаются по индивидуально ориентированным учебным планам.
Существующая система выявления и поддержки одаренных детей позволяет охватить около 1,5 процента от общей численности детского населения школьного возраста, или 23,2 процента от числа школьников - участников творческих конкурсов, олимпиад различного уровня. В Российской Федерации доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью, составляет 25 процентов от общей численности детского населения.
Факторами, сдерживающими дальнейшую работу по выявлению и развитию одаренных детей, являются недостаточное оснащение оборудованием экспериментальных площадок, внедряющих новые методики работы с одаренными детьми, отсутствие необходимого количества мастер-классов, специалистов (педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта), обладающих методиками оказания индивидуальной помощи детям, проявляющим способности в учебе.
Недостаточное научно-методическое обеспечение педагогической деятельности по выявлению одаренных детей, их развитию и социализации не позволяет вывести это направление в воспитательной деятельности образовательного учреждения в число приоритетных задач.
Участие в республиканских, международных олимпиадах, стажировках кандидатов сборной команды страны для участия в международных конкурсах и олимпиадах ограничено недостаточными финансовыми возможностями учреждений образования. По этой причине менее половины победителей областных предметных олимпиад школьников не имеют возможность принять участие во всероссийской олимпиаде. Те же обстоятельства не позволяют воронежским школьникам участвовать во всероссийских акциях, конкурсах и конференциях.