Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Диаграмма не приводится.


Анализ структуры малых предприятий позволяет сделать вывод, что в малом бизнесе доминируют предприятия с видами деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В настоящее время доля малых предприятий (юридических лиц), занятых в сфере торговли, составляет 37,2%, а среди индивидуальных предпринимателей - 62% (для сравнения в сфере производства соответственно 13,7% и 4,2%, сельского хозяйства - 12,7% и 5,0%, транспорта и связи - 5,0% и 12,0%).

Структура малого предпринимательства Воронежской области представлена основными следующими сферами: оптовая и розничная торговля - 37,2%, обрабатывающие производства - 13,7%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 12,7%, операции с недвижимым имуществом - 12,3%, строительство - 10,0%, транспорт и связь - 4,8%.

В 2009 году в Воронежской области оборот малых предприятий превысил 84,6 млрд. рублей и составил в общем обороте области 19,8 процента.

Сохранилась тенденция роста инвестиций в основной капитал малых предприятий. Их общий объем в 2009 году увеличился на 56,4% к уровню 2008 года и составил 12418,1 млн. рублей.

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства рассматривается правительством Воронежской области в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия области, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения.

На сегодняшний день в области сформирована базовая система государственной поддержки малого бизнеса, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов.

С 1998 года действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области. Муниципальные фонды поддержки предпринимательства осуществляют свою деятельность в 4 районах области и г. Воронеже. В 17 районах области в условиях полной самоокупаемости работают центры поддержки предпринимательства, обеспечивающих предпринимателей комплексом консультационных услуг, в том числе по налоговому планированию, бизнес-обучению, инвестиционному проектированию, информационному и юридическому сопровождению предпринимательской деятельности. С 2007 года действует гарантийный фонд, использование активов которого позволяет значительно снизить проблему доступа к банковским кредитам малых производственных предприятий с недостаточным залоговым обеспечением.

Достижение высоких результатов в секторе малого предпринимательства региона в немалой степени связано с поддержкой малого предпринимательства, которая осуществляется в области на протяжении многих лет, при этом с 1996 года эта поддержка оказывается на комплексной программной основе.

Уровень фактического финансирования областной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006 - 2010 годы" приведен в таблице.

Годы
 реализации
 программы

Объем
 финансирования
 - всего,
 тыс. рублей

Федеральный
 бюджет,
 тыс. рублей

Областной
 бюджет,
 тыс. рублей

Местные
 бюджеты,
 тыс. рублей

Кредиты
 коммерческих
 банков,
 тыс. рублей

2006 - 2010

910706,438

66028,758

113212,68

731465,00

2006

335345,00

36000,00

41335,00

258010,00

2007

155682,00

1500,00

28851,00

125331,00

2008

201682,787

12037,107

20109,68

169536,00

2009

114856,651

7151,651

9617,00

98088,00

2010 (план)

103140,00

9340,00

13300,00

80500,00

Поддержка малого и среднего предпринимательства предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы по следующим направлениям:

- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

- пропаганда предпринимательства и самоорганизации бизнеса;

- финансовая, имущественная поддержка малого предпринимательства;

- информирование, консультирование и обучение;

- поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;

- совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Однако в регионе сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Решение проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и другой поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям. Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и выполнения соответствующих разделов долгосрочной целевой программы. Решение проблем сектора малого и среднего предпринимательства не могут быть сведены к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.