Анализ структуры малых предприятий позволяет сделать вывод, что в малом бизнесе доминируют предприятия с видами деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В настоящее время доля малых предприятий (юридических лиц), занятых в сфере торговли, составляет 37,2%, а среди индивидуальных предпринимателей - 62% (для сравнения в сфере производства соответственно 13,7% и 4,2%, сельского хозяйства - 12,7% и 5,0%, транспорта и связи - 5,0% и 12,0%).
Структура малого предпринимательства Воронежской области представлена основными следующими сферами: оптовая и розничная торговля - 37,2%, обрабатывающие производства - 13,7%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 12,7%, операции с недвижимым имуществом - 12,3%, строительство - 10,0%, транспорт и связь - 4,8%.
В 2009 году в Воронежской области оборот малых предприятий превысил 84,6 млрд. рублей и составил в общем обороте области 19,8 процента.
Сохранилась тенденция роста инвестиций в основной капитал малых предприятий. Их общий объем в 2009 году увеличился на 56,4% к уровню 2008 года и составил 12418,1 млн. рублей.
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства рассматривается правительством Воронежской области в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия области, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения.
На сегодняшний день в области сформирована базовая система государственной поддержки малого бизнеса, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов.
С 1998 года действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области. Муниципальные фонды поддержки предпринимательства осуществляют свою деятельность в 4 районах области и г. Воронеже. В 17 районах области в условиях полной самоокупаемости работают центры поддержки предпринимательства, обеспечивающих предпринимателей комплексом консультационных услуг, в том числе по налоговому планированию, бизнес-обучению, инвестиционному проектированию, информационному и юридическому сопровождению предпринимательской деятельности. С 2007 года действует гарантийный фонд, использование активов которого позволяет значительно снизить проблему доступа к банковским кредитам малых производственных предприятий с недостаточным залоговым обеспечением.
Достижение высоких результатов в секторе малого предпринимательства региона в немалой степени связано с поддержкой малого предпринимательства, которая осуществляется в области на протяжении многих лет, при этом с 1996 года эта поддержка оказывается на комплексной программной основе.
Уровень фактического финансирования областной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006 - 2010 годы" приведен в таблице.
Годы | Объем | Федеральный | Областной | Местные | Кредиты |
2006 - 2010 | 910706,438 | 66028,758 | 113212,68 | 731465,00 | |
2006 | 335345,00 | 36000,00 | 41335,00 | 258010,00 | |
2007 | 155682,00 | 1500,00 | 28851,00 | 125331,00 | |
2008 | 201682,787 | 12037,107 | 20109,68 | 169536,00 | |
2009 | 114856,651 | 7151,651 | 9617,00 | 98088,00 | |
2010 (план) | 103140,00 | 9340,00 | 13300,00 | 80500,00 |
Поддержка малого и среднего предпринимательства предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы по следующим направлениям:
- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;
- пропаганда предпринимательства и самоорганизации бизнеса;
- финансовая, имущественная поддержка малого предпринимательства;
- информирование, консультирование и обучение;
- поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;
- совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Однако в регионе сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.
Решение проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и другой поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям. Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и выполнения соответствующих разделов долгосрочной целевой программы. Решение проблем сектора малого и среднего предпринимательства не могут быть сведены к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.