Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем


Наркологическая ситуация в Воронежской области тесно связана с социально-экономическими и организационно-правовыми факторами. Факторами, способствующими росту употребления наркотиков и их незаконному обороту, являются:

- расположение Воронежской области в центре европейской части России на пересечении крупнейших транзитных путей, протяженность внешней границы - 97 км;

- незаконная миграция, которая остается важным элементом, оказывающим негативное влияние на социально-политическую, экономическую и криминогенную обстановку в Воронежской области;

- природно-климатические условия, позволяющие выращивать некоторые виды наркокультур (мак и конопля), в связи с чем наибольшее распространение в Воронежской области получили наркотики опийной и каннабиноидной групп;

- доступность сырья, простота изготовления из него наркотического продукта, стабильный спрос со стороны организованных преступных группировок в условиях высокого уровня безработицы населения, отсутствия постоянного заработка и социальной поддержки ориентируют часть населения на закупку и заготовку наркосырья, производство наркотических средств и их продажу.

В то же время в Воронежской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность, контроля за легальным оборотом наркотиков и оказания больным наркоманией высокоспециализированной медицинской помощи. Правоохранительные органы приобрели опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.

Выполнение программ в 2003 - 2009 годах оставило нерешенными следующие проблемы:

низкое обеспечение наркологическими койками населения Воронежской области - 1,1 койки на 10 тыс. населения (норматив - 2,0; ЦФО - 1,95; Российская Федерация - 1,9) и отсутствие в их структуре специализированных коек для лечения больных наркоманией, отсутствие реабилитационного отделения для проведения полноценной медико-психологической реабилитации;

- отсутствие единой информационно-аналитической системы по учету незаконных наркопотребителей в Воронежской области для оперативного использования всеми заинтересованными органами в целях проведения антинаркотических мероприятий и выработки антинаркотической политики;

- недостаточное материально-техническое обеспечение правоохранительных органов оперативным автотранспортом, компьютерной техникой, лабораторным, специальным оборудованием и реактивами;

- недостаточный охват жителей Воронежской области информационными и профилактическими мероприятиями по пропаганде здорового образа жизни и предупреждению наркомании. По распространенности потребления наркотиков Воронежская область находится на 28-м месте в Российской Федерации и на 2-м месте в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).

По экспертным оценкам, около 60 - 62 тысяч человек (2,7% жителей Воронежской области) употребляют или хотя бы один раз пробовали наркотики. Заболеваемость наркоманией в Воронежской области составляет 223,0 случая на 100 тыс. человек. В ряде муниципальных образований заболеваемость наркоманией превышает средний показатель по ЦФО - 170 случаев на 100 тыс. населения: г. Воронеж - 365,5, Бутурлиновский район - 257,5, г. Борисоглебск - 158,8, Репьевский район - 246,9, Россошанский район - 257,2, г. Нововоронеж - 340,9. Среди больных наркоманией по-прежнему преобладают больные с опийной зависимостью - 92,2%. Данные диспансерного учета наркологической службы - 10975 наркопотребителей - не отражают реальную ситуацию, так как число потребителей наркотиков, по объективным оценкам специалистов наркологической службы и управления по контролю за оборотом наркотиков, превышает статистические показатели в 6 - 6,2 раза. Коэффициент латентности наркопотребления в сравнении с 2005 годом снизился на 25,0%. Особенностью складывающейся в области наркоситуации является расширение незаконных предложения и спроса на такие тяжелые наркотики, как героин и дезоморфин (рост соответственно в 5 и 100 раз). Значительная часть больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики, не обращается за медицинской помощью, либо оказание такой помощи им осуществляется без официальной регистрации (в соответствии с действующим законодательством допускается добровольность и анонимность оказания медицинской помощи данной категории граждан).

Для Воронежской области характерно распространение потребления наркотических и токсических веществ среди молодежи и подростков. В Воронежской области на 1 января 2010 года было учтено 10975 незаконных потребителей наркотиков, из них 6981 - лица моложе 30 лет (69,0%).

Отмечается рост женской наркомании: в 2010 году на учете состоит 758 женщин, употребляющих наркотики. Рост по сравнению с 2005 годом - 30,1%.

При решении проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту программно-целевым методом необходимо учитывать, что сложившееся положение явилось следствием:

- недооценки тяжести последствий употребления молодежью наркотических средств и психотропных веществ;

- недостатков во взаимодействии правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов и органов социальной сферы;

- несовершенной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту;

- недостаточных объемов оказания стационарной наркологической помощи населению, оказания такой помощи только по неотложным показаниям и неоказания плановой наркологической помощи женщинам и детям в силу отсутствия современной материально-технической базы;

- отсутствия совершенной системы реабилитационной работы и социальной адаптации больных наркоманией;

- углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость.

Наличие указанных проблем негативно влияет на уровень социально-экономического развития области в части ослабления демографического потенциала и снижения темпов социально-экономического развития по причине создания дефицита наиболее трудоспособного и детородного слоя населения.

Решение проблемы борьбы с наркоманией требует планомерных, целенаправленных, скоординированных усилий в течение длительного времени, поскольку предусматривается проведение долгосрочных мероприятий, и программа является очередным этапом в решении этой проблемы.

Программно-целевой метод:

- является единственным инструментом комплексного воздействия на решение проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в условиях крайне недостаточного финансирования федеральных и областных структур, ведущих профилактику и борьбу с наркоманией, так как необходимо провести мероприятия, которые должны быть хорошо просчитаны и управляемы, а их результаты - предсказуемы, что даст значительный экономический и социальный эффект;

- исключает отраслевой принцип планирования, который способен решать только тактические задачи;

- обеспечивает реализацию полного управленческого цикла: предпроектного, проектного и оценочного этапов;

- обеспечивает надведомственный характер планирования, который позволяет устранить при разработке и исполнении региональной антинаркотической программы несоответствия между целями, задачами и ожидаемыми результатами исполнения Программы, а также диспропорции в распределении финансовых средств.