Действующий

Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год"

3.4. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества, среди граждан, призываемых на военную службу


Цель мероприятия: создание условий для качественной работы по выявлению граждан, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества, из числа призываемых на военную службу с территории Воронежской области.

За период 1991 - 2000 годы, по данным Минздрава России, число наркоманов увеличилось почти в 9 раз и составило в 2000 году 269093 человека, или 195,8 на 100 тыс. населения (1991 году-21,2).

По результатам исследования, проведенного в НИИ наркологии РФ, в наркологические учреждения обращается один больной из семи. Следовательно, среди населения в настоящее время имеется значительное количество невыявленных больных. Параллельно росту наркомании увеличивается и число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами без явлений зависимости. Число таких лиц, наблюдавшихся в наркологических диспансерах, по сравнению с 1991 годом увеличилось в 2000 году в 6,4 раза. В целях профилактики распространения наркомании среди военнослужащих и комплектования войск здоровым пополнением необходимо оснастить областной сборный пункт медицинским оборудованием, тест-системами для выявления наркотиков, создать условия, обеспечивающие высокое качество диагностики.

Мероприятием предполагается:

1. Произвести оснащение помещений сборного пункта Воронежской области по ул. Беговая, 156а г. Воронежа, предназначенных для размещения оборудования для выявления психоактивных веществ, медицинским оборудованием, мягким и твердым инвентарем, предметами длительного пользования, а именно:

для обеспечения сохранности дорогостоящего диагностического оборудования установить металлические двери, окопные решетки и охранную сигнализацию - всего на 32 тыс, рублей;

для качественного проведения исследования, а также для составления базы данных и проведения количественного анализа полученных данных целесообразно использовать диагностические приборы в составе аппаратно-программных комплексов с использованием персональных компьютеров. В настоящее время в наличии имеется только один компьютер, что не позволяет использовать второй диагностический прибор. При этом, учитывая продолжительное непрерывное время работы врача с компьютером (5-6 часов), для уменьшения отрицательного воздействия монитора на специалиста необходимо приобретение компьютера с жидкокристаллическим монитором. Приобретение двух источников бесперебойного питания необходимо для дооснащения ими обоих компьютеров с целью исключения возможного негативного влияния скачков напряжения в электрической сети на эти компьютеры - всего на 34,2 тыс. рублей;

для размещения диагностических приборов приобрести два специально оборудованных стола и два стула-кресла для организации рабочих мест врачей. Кроме того, планируется приобретение стола для медицинского регистратора, который проводит подготовительные мероприятия для врачей специалистов - всего на 9 тыс. рублей;

поскольку тестирование проводится в затененном помещении, то планируется приобретение вертикальных жалюзи - всего на 6 тыс. рублей.

2. Приобрести тест-системы для выявления наркотиков и оснастить ими районные призывные комиссии. Это позволит выявлять факты употребления наркотиков призывниками уже на районном этапе медицинского освидетельствования, а также охватить выборочным контролем не только призывников призывников, отправляемых в войска, но и тех, кто получает отсрочки от призыва на военную службу и потому на областной сборный пункт (далее - ОСП) не доставляется. Планируемое к приобретению количество тест-систем обусловлено числом выявляемых на медицинском освидетельствовании при призыве юношей, употребляющих психоактивные вещества, а также опытом использования тест-систем на ОСП в предыдущие годы -всего на 44 тыс. рублей.

Внедрение второго диагностического комплекса на ОСП позволит увеличить количество обследуемых в 1,5-2 раза и добиться не только 100% охвата тестированием призывников, отправляемых в войска, но и других категорий граждан (кандидаты в военные учебные заведения; граждане, поступающие на военную службу по контракту и др.) - всего до 9000 человек в год. Точность диагностики составит 98,5%. Внедрение тест-систем в призывных комиссиях области позволит дополнительно охватить объективным обследованием 400 человек из категории лиц, не доставляемых на ОСП. Социальная направленность мероприятия заключается не только в недопущении к возможному использованию оружия в войсках лицами, употребляющими наркотические вещества, но и в содействии системе здравоохранения в вопросах выявления и ранней профилактики наркомании, а также в раннем информировании органов правопорядка (опосредованное через областной наркологический диспансер) для выявления и ликвидации каналов распространения наркотиков в области.

Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 0,1252 млн. рублей за счет средств областного бюджета.

3.5. Профилактика наркомании среди детей и подростков

Цель мероприятия: повышение эффективности работы по профилактике наркозависимости у детей и подростков, проводимой в образовательных учреждениях, получение статистических данных о степени распространения наркомании в детской и подростковой среде, оценка факторов риска подростковой наркотизации.

Подростковой наркомании свойственен во многом латентный характер, только небольшое количество подростков, имеющих зависимость от психоактивных веществ, обращаются за помощью в учреждения здравоохранения, поэтому достоверные данные о масштабах подростковой наркомании отсутствуют. Практика показывает, что каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков за год как минимум еще 5-8 человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10-12 невыявленных. Проведение мониторинга позволит определить подлинную ситуацию с распространенностью употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.

В образовательных учреждениях области основное внимание в вопросах профилактики наркомании уделяется в основном детям "группы риска", в то время как в работе по первичной профилактике зависимостей от психоактивных веществ нуждается большинство детей и подростков, которые имеют различные трудности в социальной адаптации, в умении преодолевать кризисные жизненные ситуации.

Так, по данным исследования, проведенного главным управлением образования администрации области в 2002 году в 9 районах области, 9% подростков постоянно испытывают тревогу о своем будущем, жизненной ценностью 64% подростков является получение удовольствия, 25% несовершеннолетних проживают в семьях, где присутствуют проблемы употребления психоактивных веществ со стороны родителей или близких родственников, 12% учащихся 9-11 классов считают, что употребление наркотиков не вредит здоровью и не представляет угрозу для жизни. Для 51% подростков характерны лояльные установки по отношению к употреблению алкоголя, 5% регулярно позволяют себе употребление алкоголя, 48% подростков ие умеют сказать "нет" в ситуации группового давления.

Таким образом, факторы риска наркотизации имеются у большинства подростков. И поэтому без анализа факторов, которые могут привести подростка к употреблению психоактивных веществ, невозможно эффективно строить профилактическую работу в образовательных учреждениях.

Отсутствуют единые критерии оценки эффективности профилактической работы, ведущейся в образовательных учреждениях. В большинстве образовательных учреждений преобладает информационный подход, который отличается крайне низкой эффективностью, сводится только к чтению лекций и показу устрашающих фильмов о наркоманах. В то же время ученые России отмечают, что негативно ориентированная профилактика наркомании, т.е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема наркотиков не обеспечивает достижения целей первичной профилактики - формирования навыков здорового образа жизни.

Проблема предупреждения злоупотребления психоактивными веществами только на основе информационного подхода принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. Без создания единой системы оценки деятельности образовательных учреждений по профилактике наркомании в подростковой среде невозможно добиться реального изменения ситуации с распространением подростковой наркомании (по количеству подростков, страдающих наркоманией, Воронежская область занимает 31 место среди всех субъектов РФ). Такие мониторинги ежегодно проводятся во многих регионах России: Самаре, Тюмени, С.Петербурге, Москве, Н.Новгороде

Профилактическая работа в образовательных учреждениях ведется, как правило, силами только педагогов, при этом не используется творческий потенциал самих подростков, что существенно снижает ее эффективность, в то время, как мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что информация в области профилактики, полученная подростками от своих сверстников, воспринимается с меньшим сопротивлением, лучше усваивается, становится нормой поведения и основой формирования позитивных социальных и психологических навыков. Волонтерское движение широко развито практически во всех регионах РФ, за исключением нескольких территорий, в том числе и Воронежской области.

Педагоги образовательных учреждений зачастую пользуются только лекционным материалом по проблеме подростковой наркомании, используя медицинскую литературу, а такие важные проблемы подросткового возраста, как: неумение противостоять давлению среды, решать конфликтные ситуации, справляться со стрессом, формирование здорового жизненного стиля остаются ими не затронутыми, так как отсутствуют программы проведения таких занятий с подростками, содержащие в себе поурочное планирование.

Как показывает мировой и российский опыт, огромную помощь специалистам в реализации программ по первичной профилактике могут оказать сами подростки. Наиболее эффективно и безопасно привлекать их к профилактической работе с еще здоровыми детьми: с ребятами младшего возраста и сверстниками. Лучше зная изнутри подростковую среду, ее потребности и проблемы, подростки-волонтеры способны быстрее установить контакт со своими сверстниками, сделать работу по профилактике более живой, творческой и эффективной. Помощь подростков-волонтеров может оказаться полезной при использовании самых разных форм и методов профилактики. А их роль на разных этапах профилактической работы может меняться. Подростки могут привлекаться к созданию и обсуждению существующих программ по профилактике, участвовать в апробации и распространении просветительских материалов, участвовать в творческих массовых и досуговых мероприятиях, проводить профилактические занятия в виде бесед, деловых игр, тренинговых занятий и т.д.

Недостаточное обеспечение методической литературой по профилактике наркомании среди детей и подростков специалистов системы образования сдерживает внедрение в практику работы образовательных учреждений новых технологий в организации и проведении профилактической работы с подростками, которые могут реально повлиять на уменьшение распространенности подростковой наркомании.

Мероприятием предполагается:

1. Проведение работы по профилактике наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях, включающей в себя:

а) мониторинг по оценке уровня наркотизации среди детей и подростков (стоимость мониторинга 48 тыс. рублей);

б) социологические исследования по оценке факторов риска наркотизации детей и подростков,