Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

8. Информатизация системы образования


Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение приобретает информатизация сферы образования, которая выражается в обеспечении подготовки граждан региона к профессиональной деятельности в новых условиях информационного общества.

В настоящее время обеспеченность общеобразовательных учреждений Воронежской области составляет 15 учащихся на один персональный компьютер. Такое значение показателя было достигнуто в значительной степени благодаря участию Воронежской области в комплексном проекте модернизации образования в 2007 - 2009 годах и приоритетному национальному проекту "Образование", за счет средств которых были закуплены компьютеры образовательными учреждениями.

Однако к 2015 году системе образования Воронежской области необходимо достичь уровня 12 учащихся общеобразовательных учреждений на 1 персональный компьютер. Если учесть, что развитие компьютерной техники происходит очень динамично, то можно определить, что ежегодно около 20% персональных компьютеров должно списываться из-за морального устаревания и ежегодно необходимо приобретать порядка 2000 компьютеров.

Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами необходимо использовать новые каналы связи, позволяющие осуществлять широкополосный доступ к сети.

В настоящий момент доля учреждений, имеющих компьютерные классы в составе не менее семи персональных компьютеров, работающих в единой локально-вычислительной сети (далее - ЛВС) и имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общеобразовательных учреждениях составляет 49%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 67%, к 2015 году планируется достичь уровня соответственно 79% и 78%.

Создание подобных сетей требует значительных финансовых средств и потребует установку, прокладку сетей более чем в 145 учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования Воронежской области.

Доступ к знаниям, накопленным человечеством, становится неотъемлемым правом гражданина, которое обеспечивается электронными средствами массовой информации, инфраструктурой Интернет. Научить жить и работать в изменяющейся среде обитания - важнейшая из задач системы образования. Это значит, что существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового содержания обучения.

В настоящее время более 99% общеобразовательных учреждений и 85% учреждений начального и среднего профессионального образования имеют широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью доступа не ниже 128 Кбит/с. Достижение значения в 100% этого показателя затрудняется из-за технической невозможности обеспечить учреждения, удаленные от областного центра г. Воронеж, отдельной выделенной линией проводного Интернета.

Предлагается использовать альтернативные варианты доступа к сети Интернет (спутниковый Интернет, мобильный Интернет и т.п.) в более 90 учебных заведениях.

Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс информационными технологиями должно стать основой всех учебных программ, которые необходимо разработать и предложить учащимся и студентам, чему в некоторой степени препятствуют современная дидактика, существующая организация школы, не претерпевшая существенных изменений за последние десятилетия. Хотя следует признать, что школа уже не рассматривается как главный и единственный источник знаний для учащихся. Реальностью становятся проекты по использованию обучения на расстоянии как альтернативы для традиционной школы.

Сейчас многие образовательные учреждения используют в учебно-образовательном процессе электронные образовательные ресурсы (79% общеобразовательных учреждений и 70% учреждений НПО и СПО). Однако в значительной степени эти ресурсы используются только на таких предметах как информатика и интернет-ресурсы, поскольку проведение занятий в компьютерных классах делает легкодоступным использование имеющихся разработок как на рынке электронных образовательных ресурсов, так и собственных разработок образовательных учреждений.

Внедрение масштабного использования в учебно-образовательном процессе электронных ресурсов требует массового приобретения и внедрения в учебный процесс авторских программ по ряду предметов для каждой ступени и уровня образования.

Спецификой и одним из важнейших результатов информационного развития стало полное погружение человечества в "информационный мир".

По состоянию на конец 2009 года 58% общеобразовательных учреждений и 51% учреждений начального и среднего профессионального образования имеют собственные веб-сайты в сети Интернет, а к 2015 году этот показатель должен достичь уровня 90% за счет разработки и поддержания веб-сайтов, регистрации доменов и оплаты хостинга для более 300 образовательных учреждений.

Обеспечение доступности о деятельности исполнительных органов государственной власти, о достигнутых результатах, общественное обсуждение направлений развития региона являются важнейшими задачами при информатизации области.

С марта 2010 года департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области запустил в сети Интернет новый образовательный портал Воронежской области. Обеспечение качественной работы и своевременного размещения информации на портале требует постоянной и большой работы сотрудников департамента и подведомственных учреждений. Развитие направлений работы портала, таких как "Рейтингование", "Мониторинг системы образования", "Блог", "Форум" и другие, требует дополнительных материальных затрат.

Отдельным вопросом в развитии доступности информации о системе образования региона стоит сбор этой информации. В настоящее время идет работа по созданию системы, которая позволит не только регулярно собирать и обобщать без бумажных носителей данные, но и автоматически формировать отчетные показатели и индикаторы деятельности образовательных учреждений. Кроме того, планируется, что эта система будет являться единственным местом хранения информации для всех субъектов системы образования.

Электронные услуги являются ярким примером высокой социальной эффективности информационных и коммуникационных технологий. Внедрение предоставления электронных услуг системы образования является основой организации массового обслуживания населения. Для реализации этого направления необходимо постоянное и массовое интернет-обслуживание пользователей услуг (физических и юридических лиц), сокращение сроков обработки и предоставления результата услуги. Наиболее приоритетным является внедрение систем управления образовательным учреждением, модулей "электронный журнал" и "электронный дневник" для обеспечения предоставления этой функции в электронном виде родителям учащихся и студентов образовательных учреждений.