Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма


1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

Переход экономики страны и отдельных регионов от сырьевой модели к инновационной невозможен без повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, инфраструктуры отраслей, социальной сферы. Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики, и не в последнюю очередь это касается именно квалифицированных рабочих.

Развитие экономики Воронежской области, интенсивное развитие инвестиционных и инновационных процессов, процессы перевооружения производств и сферы услуг заметно изменяют требования работодателей к квалификациям работников, к уровню выпускников, что ведет к необходимости соответствующей перестройки деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.

31 августа 2010 года состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященное приоритетам развития профессионального образования. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что реализация государственной политики в области модернизации профессионального образования является делом не только ведомств и нескольких прорывных направлений образования, но и касается всех субъектов Российской Федерации.

Происходящие изменения в системе профессионального образования Воронежской области во многом пока остаются формальными и внутрисистемными (изменен статус двух учреждений профессионального образования, частично изменена структура приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования и т.п.), не вызывающими массового интереса и активного участия в них представителей реальной экономики.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития Воронежской области.

Поэтому неизбежный новый этап модернизации профессионального образования должен обеспечить соответствие потребностям новой инновационной экономики всей системы профессионального образования, а не только учреждений-лидеров.

Для проведения системного изменения облика системы НПО, СПО за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям областную сеть учреждений профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития области востребованными кадрами.

Для этого потребуется сконцентрировать ресурсы и возможности образовательных учреждений различного уровня, работодателей в рамках территориально-производственных кластеров и отраслевых системоообразующих предприятий.

Создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ, кластерная политика региона будет направлена на реализацию проектов в тех секторах, которые ориентированы на наличие значительного потенциала роста рынка сбыта.

На первоначальном этапе реализации стратегии проекты будут осуществляться в кластерах, связанных с продуктами питания, агропромышленным комплексом, оборонно-промышленным комплексом, обеспечением сырьевых отраслей, строительством и жильем, индустрией знаний и информационными технологиями.

Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу определены основные задачи Воронежской области в сфере образования и науки:

обеспечение инновационного и системного характера многоуровневого образования;

модернизация институтов системы образования;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

расширение участия общества в управлении образованием, в т.ч. реализация возможности согласовывать государственную политику в сфере образования.

Целью подпрограммы "Развитие профессионального образования Воронежской области на 2011-2015 годы" является создание адаптивной к внешним требованиям областной сети учреждений профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития области востребованными кадрами на перспективные потребности территориально-производственных кластеров и отраслевых системообразующих предприятий.

При этом задачами Подпрограммы являются:

1. Обеспечение территориально-производственных кластеров, системообразующих предприятий и социальной сферы  Воронежской области профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства  прав  граждан  в области образования.

2. Достижение нового качества профессионального образования через отработку различных моделей интеграции старшей ступени школы, начального, среднего и высшего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса.

3. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения, адаптация новых образовательных программ профессионального образования под требования реализации Стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.

4. Обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения; обеспечение  качества образования с учетом потребности отраслей экономики, социальной сферы и предприятий работодателей.

5. Повышение качества преподавательского состава системы начального и среднего профессионального образования как элемента системы инновационного образования на основе создания условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога и мастера производственного обучения.

6. Сохранение кадрового потенциала системы профессионального образования, поддержка студентов из малообеспеченных семей и талантливой молодежи.

Таким образом, цели и задачи Подпрограммы полностью соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу.

1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование", ОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы" в части профессионального образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации профессионального образования удовлетворяет общество.