Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем


Сфере развития образования в стратегии развития Воронежской области отводится особое место. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, через обеспечение равного доступа к образованию, высокий уровень передаваемых знаний, создание возможностей самореализации, получения востребованной на рынке профессии, воспитание высокой культуры, интеллектуальное развитие личности система образования осуществляет значимый вклад в качество жизни.

Цели стратегии роста экономики и качества жизни в Воронежской области требуют выработки широкого комплекса мер по обеспечению соответствия системы образования задачам социально-экономического развития.

Существующая система многоуровневого образования и науки региона сформирована во многом в советский период. Вместе с тем в последние десятилетия произошли значительные изменения в системе, имевшие как положительные, так и негативные последствия. Эти изменения в различной степени оказали влияние на составные части системы: дошкольное, среднее, высшее, профессиональное, дополнительное образование и науку.

Стратегической целью региональной политики Воронежской области в сфере образования и науки в соответствии с основными направлениями стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу является обеспечение всестороннего развития и самореализации гражданина за счет создания единого развивающего образовательного пространства, обеспечивающего повышение доступности качественного образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона.

Стратегическими направлениями развития образования и науки Воронежской области являются: поддержание на высоком уровне качества среднего образования, развитие творческого и инновационного потенциала учащихся; раскрытие и оптимизация потенциала профессионального образования области для устранения диспропорций на рынке труда и обеспечения квалифицированными специалистами крупных региональных инвестиционных проектов; преодоление ведомственной замкнутости и обеспечение принципа партнерства органов государственной власти, учебных заведений, работодателей, населения и общественности в развитии образования.

Основными задачами Воронежской области в сфере образования и науки являются обеспечение инновационного и системного характера многоуровневого образования; модернизация институтов системы образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Мониторинг эффективности реализации преобразований системы образования Воронежской области будет осуществляться по результатам ежегодной оценки следующих стратегических индикаторов:

- удовлетворенность населения качеством общего образования, начального образования и среднего и высшего профессионального образования (процент от числа опрошенных);

- доля образовательных учреждений, соответствующих современным нормам, от общего количества образовательных учреждений.

Серьезными стимулами для развития региональной образовательной системы стало осуществление приоритетного национального проекта "Образование" на территории Воронежской области и мероприятий областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2006 - 2010 годы".

Актуальность разработки долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных проблем в ходе реализации областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2006 - 2010 годы".

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию необходимых условий для обеспечения модернизации региональной системы образования.

Содержание настоящей Программы, как и прежде, ориентировано на развитие и стимулирование системы основного общего, дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования региона, в частности, на материально-техническую поддержку, обеспечение безопасности функционирования системы образовательных учреждений региона, обеспечение достойных жилищных условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствование региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Кроме того, основные цели и направления деятельности настоящей Программы определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы, а также положений, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной 4 февраля 2010 года (Пр-271):

- развитие системы дополнительного образования и поддержки талантливых детей, в частности, внедрение механизма комплексной оценки и учета индивидуальных достижений и способностей учащихся;

- совершенствование процедуры аттестации педагогических работников;

- внедрение системы сертификации руководителей образовательных учреждений;

- развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;

- формирование региональной системы оценки качества образования;

- строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования;

- обеспечение комплексной безопасности государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждений;

- развитие системы "Школьный автобус";

- развитие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- развитие сети интернатных учреждений;

- развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования и науки;

- повышение финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие концессионных механизмов.

Основными проблемами в системе образования и науки Воронежской области, обостряющимися к 2015 году в случае отказа от использования программно-целевого метода, являются:

- необходимость повышения уровня выявления одаренных и талантливых детей;