В Воронежской области сложилась определенная система помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которых сегодня более 14,0 тысячи человек.
Прежде всего, имеется широкая сеть из 22 специализированных учреждений 8 различных типов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в которых обучается 2320 детей с ограниченными возможностями, в том числе 850 инвалидов. 579 инвалидов обучаются в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования. Кроме того, 350 детей с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта обучаются и воспитываются в специальных дошкольных учреждениях (в городе Воронеже и городе Острогожске).
Для детей с глубокой умственной отсталостью создано 9 диагностических классов в 3-х специальных школах VIII вида в г. Воронеже и г. Борисоглебске.
Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательное учреждение, школами организовано обучение на дому. Однако схема организации обучения и содержание учебных программ не всегда позволяют им получить полноценное среднее образование, у детей-инвалидов ограничен доступ к информации образовательного, воспитательного, эстетического характера. И это при том, что в большинстве эти дети являются адекватными в своем мировосприятии и полностью обучаемыми.
В рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" национального проекта "Образование" в Воронежской области в 2009 году начата реализация проекта по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, будет способствовать созданию безбарьерной системы обучения для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие - их успешной социализации и интеграции в общество.
Решение обозначенных проблем планируется осуществить за счет реализации следующих мероприятий:
- создание образовательного учреждения, выполняющего функции учебно-методического центра и координирующего деятельность по организации дистанционного обучения детей-инвалидов;
- организация подбора и подготовки педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;
- обеспечение детей-инвалидов, учителей и центра дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения. К 2015 году количество детей-инвалидов, которым будут созданы необходимые условия для обучения по общеобразовательным программам на дому в дистанционной форме составит 200 человек; количество учителей, участвующих в процессах дистанционного обучения детей-инвалидов, обеспеченных необходимыми программно-техническими средствами и доступом к сети Интернет, составит 230 человек.