Система мероприятий определяется целями и задачами Подпрограммы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, распределяются по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование системы прогнозирования потребности и системы подготовки рабочих кадров и специалистов.
2. Диверсификация образовательных учреждений профессионального образования.
3. Обновление содержания и технологий профессионального образования, развитие научного потенциала.
4. Реформирование системы оценки качества образовательного процесса учреждений профессионального образования.
5. Развитие педагогического и управленческого потенциала системы профессионального образования.
6. Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей её эффективной самореализации.
4.1. Совершенствование системы прогнозирования потребности и системы подготовки рабочих кадров и специалистов
Развитие социально-экономического комплекса Воронежской области поставило на повестку дня вопрос об изменении структуры и объема подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям в соответствии с потребностями территориально-производственных кластеров и отраслевых системообразующих предприятий.
Однако в настоящее время объемы, перечень профессий и специальностей планируются на основе недостаточной информации, не всегда отражающей тенденции развития рынка труда и не учитывающей емкости трудовых ресурсов.
В связи с этим основными задачами Программы по организации совместных действий со всеми отраслевыми исполнительными органами государственной власти Воронежской области и работодателями является обеспечение сбалансированности объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, создание механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в разрезе территориально-производственных кластеров в рабочих кадрах и специалистах со среднем профессиональным образованием и формирование государственного задания на подготовку рабочих кадров и специалистов.
Данный раздел предусматривает прогнозирование масштабов и структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями территориально-производственных кластеров, маркетинговые исследования рынка труда по востребованности профессий, корректировку перечня подготавливаемых профессий, формирование государственного задания на подготовку рабочих кадров и специалистов, решение проблем трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений профессионального образования, стимулирование развития механизмов взаимодействия системы профобразования с работодателями.
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период потребовала корректировки прогнозной потребности в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по объему и укрупненным группам специальностей (профессий).
При корректировке прогнозной потребности экономики учитываются также факторы, наиболее значимыми из которых оказались:
валовая добавленная стоимость и инвестиции по видам экономической деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации, что отразилось на показателях требуемой ежегодной численности трудовых ресурсов;
изменение структуры работников по уровням образования, что выразилось в росте потребности экономики в высококвалифицированных работниках;
показатели экономики в разрезе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Все это позволит более точно прогнозировать потребность в работниках по видам экономической деятельности и квалификационным уровням.
Предусматривается разработка нормативных правовых актов, способствующих развитию социального партнерства и формированию новых экономических отношений между образовательными учреждениями и предприятиями - заказчиками рабочих кадров и специалистов, привлечение работодателей к работе общественных управленческих советов учреждений начального и среднего профессионального образования и заключение договоров на подготовку квалифицированных кадров с предприятиями области.
Названные мероприятия будут способствовать оптимизации перечня подготавливаемых профессий, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, состоящих на учете в службах занятости, формированию согласованного задания на подготовку рабочих кадров.
Срок реализации мероприятия - 2011 - 2015 годы.
Реализация мероприятия не потребует дополнительного финансирования.
4.2. Диверсификация образовательных учреждений профессионального образования
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) определила новые параметры развития всех отраслей экономики и социальной сферы.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, одна из которых - обеспечение инновационного характера базового образования, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Мероприятием предусматривается отработка различных моделей функционирования сети образовательных учреждений профессионального образования:
1. Многоуровневые образовательные учреждения, реализующие программы среднего и высшего профессионального образования или программы начального и среднего профессионального образования, а также программы прикладного бакалавриата, ориентированного на практические умения, значимые для отрасли (содержание теории и практики - 50% на 50%), что достигается за счет ранней профессиональной практики, позволяющей освоить современные технологии, и тесной взаимосвязью с базами практик.