На 01.01.2010 в Воронежской области функционирует 36 общеобразовательных учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 4 общеобразовательных школы-интерната (в том числе одна санаторная школа-интернат), 8 образовательных учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе 2 детских дома), 2 кадетских школы-интерната, 21 специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 20 учреждений интернатного типа, включая один специальный (коррекционный) детский дом), одна специальная школа-интернат для детей и подростков с девиантным поведением.
Анализ численности воспитанников интернатных учреждений свидетельствует о снижении контингента детей в общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: 2007 год - 1531 человек; 2009 год - 1275 человек. Снижение обусловлено как уменьшением общего числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, выявленных в области (2007 год - 1300 человек, 2009 год - 1119 человек), так и увеличением числа устроенных в семьи граждан за этот же период (2007 год - 1056 человек; 2009 год - 1172 человека). При этом общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот укомплектованы на 64% от имеющейся мощности. Не более чем на 77% укомплектованы и специальные школы. Таким образом, отмечается неэффективное использование имеющихся ресурсов в образовательных учреждениях интернатного типа. Контингент специальных школ-интернатов для детей-сирот за эти годы остается стабильным, а наполняемость таких учреждений составляет 94,3%.
Эта ситуация будет в целом определять концептуальные подходы к определению плана мероприятий, связанных с реструктуризацией сети образовательных учреждений в предстоящие годы.
Кроме этого, в последние годы особенно отчетливо выявляется, что условия содержания и обучения воспитанников в ряде учреждений не соответствуют современным требованиям. Это обусловлено рядом факторов. Объем финансирования большинства образовательных учреждений за последние три года составил от 35 до 76% от потребности. В связи с этим не обеспечена в полном объеме реализация мер по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, технологического, медицинского, дидактического оборудования, мебели, обуви, одежды, постельных принадлежностей.
Износ технологического оборудования, ученической и спальной мебели в третьей части учреждений составляет от 60 до 100%.
Оснащение учебных кабинетов не позволяет в полной мере эффективно реализовывать государственные образовательные стандарты. Недостаточное оснащение компьютерной техникой, необеспеченность доступного выхода в Интернет, отсутствие в необходимом объеме дидактических и развивающих материалов не позволяют применить в интернатных учреждениях современные технологии обучения.
Таким образом, условия содержания и обучения воспитанников в ряде учреждений не соответствуют современным требованиям.
Решение проблем предлагается осуществлять поэтапно в рамках мероприятий подпрограммы "Развитие сети интернатных учреждений Воронежской области на 2011 - 2015 годы" по двум основным направлениям:
1. Улучшение условий содержания, обучения, воспитания и развития воспитанников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Главными в этом направлении будут мероприятия, связанные с реструктуризацией сети учреждений. К 2011 году предполагается проведение на территории области оптимизации сети интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на более эффективное использование имеющихся ресурсов.
Проведение реструктуризации сети специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в течение 2011 - 2015 годов планируется осуществить с учетом укрупнения тех учреждений, в которых существуют возможности перспективного развития.
Программа реструктуризации сети предполагает сохранение действующих кадетских школ: областного государственного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната "Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус", кадетской школы-интерната "Верхнемамонский Матвея Платова кадетский корпус" и дальнейшую отработку модели кадетской школы на базе реорганизуемой Горожанской школы-интерната.
В результате проводимых мероприятий к 2012 году сеть интернатных учреждений сократится на 8 единиц, в том числе на 2 школы-интерната для детей-сирот, 5 специальных коррекционных школ, 1 школу-интернат среднего (полного) общего образования. При этом будет полностью сохранено видовое разнообразие сети интернатных учреждений.
2. Повышение уровня соответствия материально-технической базы современным требованиям и модернизация учебно-лабораторного оборудования интернатных учреждений.
В течение 2011 - 2015 годов предполагается осуществить мероприятия, направленные на повышение уровня соответствия материально-технической базы современным требованиям и модернизацию учебно-лабораторного оборудования интернатных учреждений:
- приобретение технологического оборудования;
- приобретение учебного и лабораторного оборудования.